Брахман и вайшнав | Бхактиведанта Свами Прабхупада о брахманах и вайшнавах
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Продолжите ли Вы существовать после смерти тела?

Да
Нет
Надеюсь, что да
Надеюсь, что нет
Не знаю

Результаты

Жемчужины мудрости

Того, кто остаётся невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум.

Бхагавад-гита, 2.56

Все цитаты

Брахман и вайшнав

Часть 1

Летом прошлого, 2010-го года на наш сайт пришёл вопрос, потребовавший у меня больше года на то, чтобы написать ответ. Мне пришлось провести довольно обширное исследование, результатом которого и стала эта статья, содержащая большое количество цитат из книг моего деда — духовного учителя А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. В разделе «Вопросы и ответы» я решил поместить краткий ответ В чём разница между брахманом и вайшнавом?») со ссылкой на статью, которую вы сейчас читаете.

Вопрос звучал так: «Насколько мне известно, брахманы являются высшей кастой в обществе. Они знают истинную цель жизни, очень благочестивы, изучили Веды под руководством авторитетных учителей, но не обязательно являются вайшнавами. В связи с этим вопрос: в чём разница между брахманами и вайшнавами? Можно ли изучать Веды под руководством таких брахманов и как проверить их квалификацию?»

Неискушённый читатель может подумать, что вопрос этот имеет чисто академический интерес. Но на самом деле он имеет непосредственное отношение к жизни каждого из нас, поскольку касается самого важного — вопроса о том, кому можно доверять, когда дело касается вопросов духовного совершенствования. Каков главный критерий, на основе которого мы можем принять кого-то своим духовным учителем?

Прежде всего, нам нужно чётко уяснить себе, что мы живём в Кали-югу — эпоху тотальной подмены понятий. Вещи называются некими словами, предполагающими наличие у них определённых качеств, но на самом деле этими качествами не обладают. Брахманы это сословие ведического общества. В наше время в Индии можно встретить людей, называющих себя брахманами на том основании, что они родились в семьях потомственных брахманов. Но являются ли они брахманами на самом деле? Что такое ведическое общество? В каком состоянии находится наше современное общество и каково его отличие от ведического? Какими должны быть настоящие брахманы и кто такие вайшнавы? Вот вопросы, на которые нужно найти ответ. В комментарии к Шримад-Бхагаватам (7.13.34) А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет:

В этом заключается разница между ведическим обществом и современным демоническим обществом. В ведическом обществе целью жизни считалось самоосознание, и, чтобы люди могли достичь этой цели, им рекомендовалось иметь небольшой доход, обеспечивающий лишь их насущные потребности. Общество делилось на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, и люди старались обеспечивать себя только самым необходимым. У брахманов вообще не было материальных желаний. Кшатриям, поскольку они должны были править государством, требовались деньги и почёт. Вайшьи довольствовались продуктами, которые они получали, возделывая землю и доя коров, а излишком этих продуктов вайшьи имели право торговать. Шудры тоже были счастливы, потому что три высших сословия обеспечивали их всем необходимым. Но в нынешней демонической цивилизации нет ни брахманов, ни кшатриев есть лишь так называемые рабочие и процветающие коммерсанты, жизнь которых бесцельна.

Кто-то может сказать: «Подождите — в современном обществе есть ещё и госчиновники, военные, юристы, менеджеры (аналог кшатриев), а также учёные, философы, литераторы, священники (аналог брахманов)…» Всё верно. Но дело в том, что эти люди, как правило, не обладают качествами кшатриев и брахманов, не имеют необходимых знаний и потому не в состоянии выполнять функции, возложенные на представителей этих классов в ведическом обществе. По сути дела, все они в наше время по своему сознанию находятся на уровне шудр.

Что же это за деление ведического общества на четыре сословия, называемые варнами, и каково его назначение? Какие признаки определяют принадлежность человека к той или иной варне? Верховный Господь говорит:

В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. <…>

Бхагавад-гита, 4.13

В комментарии к этому стиху А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет:

Первое сословие — это наиболее разумные люди, которые находятся под влиянием гуны благости и называются брахманами. За ними следует сословие правителей, которых на санскрите называют кшатриями; они действуют под влиянием гуны страсти. Представители торгового сословия (вайшьи) находятся под смешанным влиянием гун страсти и невежества, а шудры, или рабочие, — под влиянием гуны невежества. <…> Склонность человека к определённому виду деятельности зависит от того, под влиянием каких гун природы он находится. Качества и признаки людей, находящихся под влиянием разных гун, описаны в восемнадцатой главе этой книги.

Есть три гуны (качества) материальной природы — благость, страсть и невежество. Именно сочетание этих трёх гун определяет всё, что мы наблюдаем в материальном мире. В священных писаниях (шастрах) совершенно ясно сказано, что принадлежность к варне определяется качествами человека, а не тем, в какой семье он родился.

Общественное положение человека, проявляющего описанные мною признаки брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры, следует определять именно по этим признакам, даже если он родился в другом сословии.

Нарада Муни, Шримад-Бхагаватам, 7.11.35

В своём комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет:

В этом стихе Нарада Муни со всей определённостью утверждает, что человека нельзя считать брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой лишь на основании его происхождения: хотя сейчас поступают именно так, это противоречит шастрам. В Бхагавад-гите (4.13) сказано: чатур-варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах. Принадлежность человека к одному из четырёх сословий — брахманам, кшатриям, вайшьям или шудрам должна определяться по его качествам и роду деятельности. Если человек, родившийся в семье брахмана, развил качества брахмана, значит, он брахман; если же он не обладает этими качествами, его следует считать брахма-бандху, «родственником брахмана». С другой стороны, тот, кто родился в семье шудры, но проявляет качества брахмана, тоже не шудра: поскольку он обладает качествами брахмана, его следует считать брахманом. <…> В принадлежности человека к тому или иному сословию его происхождение не играет решающей роли. Это очень важно понять. Здесь Нарада Муни ясно говорит, что человека можно считать членом сословия, в котором он родился, лишь в том случае, если он обладает соответствующими качествами. Того, кто приобрёл брахманские качества, следует считать брахманом независимо от его происхождения. И точно так же, если человек проявляет качества шудры или чандала, то, из какой бы семьи он ни происходил, его положение в обществе должно определяться именно этими качествами.

В другом месте он говорит:

Брахманизм не передаётся по наследству. В Шримад-Бхагаватам (7.11.35) Шри Нарада Муни рассказывает Махарадже Юдхиштхире, кто такой настоящий брахман. По его словам, если кшатрии, вайшьи или даже шудры проявляют брахманические качества, их следует считать брахманами.

Из комментария к Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лиле, 24.330

Шридхара Свами, живший в 14-м веке, автор самого древнего дошедшего до нас комментария к Шримад-Бхагаватам, пишет, ссылаясь на стих 7.11.35 (процитировано А. Ч. Бхактиведантой Свами в комментарии к Чайтанья-чаритамрите (Мадхья-лила, 24.330)):

Самый важный критерий, определяющий, следует ли относиться к тому или иному человеку как к брахману или же как к представителю другой варны, заключается в наличии или отсутствии у него самообладания и других подобных брахманических качеств. Нельзя судить о человеке лишь по внешним признакам, таким как происхождение. <…> Если качества одной варны обнаруживаются в человеке, родившемся в другой варне, следует считать его принадлежащим к той варне, качества которой он обнаруживает, а не к той, в которой он родился.

Каковы же качества, определяющие принадлежность человека к сословию брахманов?

Умиротворённость, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, соответствующие предписанным им обязанностям.

Бхагавад-гита, 18.42

Признаки брахмана — это владение своим умом, владение чувствами, аскетичность, чистота, удовлетворённость, незлопамятность, прямодушие, знание, милосердие, правдивость и полная преданность Верховной Личности Бога.

Шримад-Бхагаватам, 7.11.21

В юности этот брахман, Аджамила, изучил все Веды, был благонравным, праведным и очень добродетельным. Он неукоснительно исполнял все предписания Вед, был кроток и учтив, держал в узде ум и чувства. Аджамила всегда говорил правду, умел верно произносить ведические мантры и был очень чистоплотен. Он чтил духовного учителя, бога огня, гостей и старших членов семьи. Ему была чужда гордыня, он был справедлив, добр ко всем живым существам, благовоспитан, говорил очень обдуманно и никому не завидовал.

Шримад-Бхагаватам, 6.1.56-57

В примечании к пословному переводу Шримад-Бхагаватам (7.9.10) говорится:

Двенадцать качеств идеального брахмана таковы: он соблюдает заповеди религии, всегда говорит правду и с помощью аскезы обуздывает свои чувства; он свободен от зависти, разумен, терпелив, своими поступками не создаёт врагов, совершает ягью, раздаёт пожертвования нуждающимся, всегда удовлетворён, глубоко знает Веды и верен своим обетам.

Эти двенадцать качеств перечислены в Санат-суджата-парве, которая входит в состав Удйога-парвы Махабхараты, в стихе, процитированном А. Ч. Бхактиведантой Свами в комментарии к Чайтанья-чаритамрите (Мадхья-лила, 20.59):

Брахман должен соблюдать все заповеди религии, всегда говорить правду и владеть своими чувствами. Он должен совершать суровую аскезу, быть отрешённым от всего мирского и служить образцом смирения и терпения. Брахман не должен никому завидовать, он должен в совершенстве знать, как проводить жертвоприношения, и быть готовым поделиться с другими всем, что у него есть. Он должен быть непоколебим в своём преданном служении и хорошо знать Веды. Таковы двенадцать качеств брахмана.

А в стихе из Муктапхала-тики (книга Вопадевы Госвами, жившего в 13-м веке), процитированном в том же комментарии, сказано:

Уравновешенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, простота, свобода от мирских привязанностей, обладание теоретическим и практическим знанием, удовлетворённость, правдивость и непоколебимая вера в Веды — таковы двенадцать качеств брахмана.

Итак, самообладание и умиротворённость — владение своим умом и чувствами; аскетичность (отсутствие жадности, нестяжательство), удовлетворённость; мудрость и преданность истине; милосердие, правдивость и другие положительные качества — именно по их наличию или отсутствию у человека следует судить о том, относится он к сословию брахманов или нет (это к вопросу о том, как проверить их квалификацию, — не по наличию диплома или свидетельства о «рождении в семье брахманов», конечно же).

В комментарии к Чайтанья-чаритамрите (Мадхья-лила, 4.87) Бхактиведанта Свами объясняет, какие функции в ведическом обществе выполняли брахманы:

Идеальный брахман должен в совершенстве выполнять шесть обязанностей. Эти обязанности представляют собой шесть видов деятельности, которыми обычно занимаются брахманы. Патхана означает, что от брахмана требуется хорошо знать Веды. Он также должен быть способен объяснить ведические писания другим. Это называется паатхана. Кроме того, брахман должен быть искусен в поклонении разным божествам и проведении ведических обрядов (йаджана). Поскольку брахманы владеют этим искусством, они, занимая руководящее положение в обществе, проводят все необходимые ведические обряды для кшатриев, вайшьев и шудр. Это называется йааджана, помощь другим в проведении ритуалов. Последние две обязанности — дана и пратиграха. Брахман получает от своих последователей (кшатриев, вайшьев и шудр) разные дары (это называется пратиграха), однако он не берет всё себе. Брахман оставляет себе лишь необходимое, а остальное жертвует нуждающимся (дана).

А в комментарии к Шримад-Бхагаватам (7.14.38) он говорит:

Считается, что в человеческом обществе наиболее развитым духовным сознанием обладают истинные брахманы, однако вайшнавы стоят на ещё более высоком уровне.

Что же это за уровень? Бхактиведанта Свами неоднократно утверждает, что истинный вайшнав является также и брахманом, поскольку, будучи вайшнавом, уже обладает всеми брахманическими качествами. Однако брахман не обязательно является вайшнавом. Так когда же брахман вайшнав, а когда нет? Чтобы понять ответ на этот вопрос, нужно чётко понимать разницу между частичным осознанием Бога — осознанием безличного Брахмана и своего отличия от материи — и полным осознанием, когда человек знает Бога в Его высшем, личностном проявлении, а значит, является вайшнавом. Само слово «вайшнав» означает «тот, кто преданно служит Верховному Господу — Вишну, или Кришне».

Частичное осознание, конечно же, включено в более полное, поэтому настоящий вайшнав также является и настоящим брахманом.

Брахманом называют того, кто постиг Брахман, а вайшнав это человек, постигший Личность Бога. Осознание Брахмана является началом постижения Личности Бога. Таким образом, тот, кто постиг Личность Бога, понял также и природу безличного аспекта Всевышнего — Брахмана. Поэтому тот, кто становится вайшнавом, уже является брахманом.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.16.4

Брахманом называют того, кто постиг Брахман, безличный аспект Абсолютной Истины, а вайшнав это человек, который служит Верховной Личности Бога.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 4.21.12

Из Вед мы узнаём, что Бог — это Верховная Личность. Каждое живое существо является личностью, но Верховный Господь, Кришна, — Верховная Личность. Брахман, который глубоко изучил Веды и в совершенстве постиг духовную науку, становится представителем Верховной Личности Бога, поэтому такой брахман или вайшнав достоин поклонения. Однако вайшнав стоит выше брахмана, ибо брахман знает лишь, что он не материя, а дух (Брахман), тогда как вайшнав знает, что он не просто Брахман, а ещё и вечный слуга Верховного Брахмана.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 7.14.41

Здесь описывается возвышенное положение вайшнавов. В человеческом обществе наибольшим почтением пользуются брахманы. Брахманы это те, кто постиг безличный Брахман. Однако гораздо реже встречаются те, кто постиг Верховного Господа, которого в Бхагавад-гите Арджуна называет парам брахма.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 7.15.75

Того, кто познал Брахман, называют брахманом, а когда брахман встаёт на путь преданного служения Господу, его называют вайшнавом. Знание о Брахмане без понимания Верховной Личности Бога остаётся несовершенным.

Из комментария к Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лиле, 15.277

В Бхагавад-гите сказано, что осознать своё единство с Брахманом — это далеко не всё. Осознание Брахмана помогает человеку обрести радость, приходящую со свободой от материальных привязанностей и отрешённости, и ко всем относиться одинаково. Но затем он должен перейти к преданному служению. Если человек, познавший Брахман, обратится к преданному служению, он будет навечно принят в духовное царство, где сможет общаться с Верховной Личностью Бога. Таков результат преданного служения.

А. Ч. Бхактиведанта Свами, «Кришна: Верховная Личность Бога», глава 2, абз. 31

Можно также встретить утверждения, что настоящий, в самом полном смысле этого слова, брахман должен быть вайшнавом. Тем не менее, того, кто остановился на уровне осознания безличной черты Бога, и при этом обладает брахманическими качествами, перечисленными выше, также называют брахманом. Это своего рода «пограничное состояние», которое не всегда легко описать в однозначных терминах. А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет в своих комментариях:

В конечном счёте брахманы должны быть вайшнавами, и, если человек стал вайшнавом, значит, он уже обрёл качества брахмана.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 10.7.13-15

Брахман значит вайшнав. После того как человек стал брахманом, следующая ступень развития — стать вайшнавом. Нужно вести людей к их предназначению, к цели жизни, а для этого они должны приближаться к Верховному Господу, Вишну. Всё ведическое образование строится на этом принципе, однако люди забыли об этом… и живут только ради чувственных удовольствий, рискуя скатиться в низшие формы жизни (мритйу-самсара-вартмани).

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 10.8.6

Брахман должен быть вайшнавом (преданным Верховной Личности Бога), а также должен хорошо знать священные писания. Поэтому в Индии брахманов называют пандитами. Не овладев знанием о Брахмане, человек не сможет понять Верховную Личность Бога. Поэтому вайшнав уже является брахманом, тогда как брахман со временем может стать вайшнавом.

Из комментария к Чайтанья-чаритамрите, Антья-лиле, 16.29

Ни обыкновенный человек, ни даже тот, кто добился успеха в человеческой жизни, не может обрести научное, то есть совершенное знание о Личности Бога. Сделать свою жизнь совершенной человек может тогда, когда поймёт, что на самом деле он — дух, а не порождение материи. Как только человек понимает, что он не имеет ничего общего с материей, он сразу же отказывается от своих материальных устремлений и оживает как духовное существо. Такой успех приходит тогда, когда человек возвышается над гунами страсти и невежества, или, другими словами, когда он действительно обретает качества брахмана. Брахман это олицетворение саттва-гуны, гуны благости. А остальные — те, кто не находится под влиянием гуны благости, — это кшатрии, вайшьи, шудры или те, кто ниже шудр. Ступень брахмана высшая ступень человеческой жизни, так как брахман обладает многими добродетелями. Поэтому нельзя стать преданным, не обретя, по крайней мере, качеств брахмана. По своей деятельности преданный уже является брахманом. Но это ещё не предел: как говорилось выше, чтобы действительно достичь трансцендентного уровня, такой брахман должен стать настоящим вайшнавом. Чистый вайшнав освобождённая душа, и он трансцендентен даже к положению брахмана. На материальном уровне даже брахман является обусловленной душой, потому что у брахмана отсутствует научное знание о Верховном Господе, хотя уровень брахмана и предполагает осознание Брахмана, или трансцендентного. Чтобы понять Личность Бога, Кришну, человек должен превзойти уровень брахмана и достичь уровня васудевы. Наука о Личности Бога — предмет изучения в духовной «аспирантуре». Недалёкие люди со скудным запасом знаний не понимают Верховного Господа и толкуют о Кришне каждый на свой лад. Но фактически человек не в состоянии постичь науку о Личности Бога до тех пор, пока не избавится от осквернения материальных гун, даже на уровне брахмана. Когда квалифицированный брахман на самом деле становится вайшнавом, достигнув просветлённого состояния освобождения, он может узнать, что в действительности представляет собой Личность Бога.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 1.2.20

Человека, который в процессе обучения постиг Абсолютную Истину, называют брахманом, а титул веда-джна присваивается тому из брахманов, которому известна цель Вед. Цель Вед заключается в постижении Абсолюта. Того, кто постиг три аспекта Абсолютной Истины: Брахман, Параматму и Бхагавана, — и понимает, что Бхагаван — это Верховная Личность Бога, считают лучшим среди брахманов, или вайшнавом.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.29.31

Брахманов, достигших высшей ступени духовного развития, называют вайшнавами. Есть два вида брахманов: брахманы-пандиты и брахманы-вайшнавы. Настоящий брахман должен очень хорошо знать священные писания, а когда его знания дают ему возможность постичь Верховную Личность Бога, он становится брахманом-вайшнавом. Пока брахман не достиг уровня вайшнава, его эволюция как брахмана не завершена.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 4.14.41

Самое простое определение вайшнава дал Шри Чайтанья Махапрабху: вайшнавом следует считать человека, при виде которого мы сразу вспоминаем о Верховной Личности Бога, Кришне. В данном стихе говорится о вайшнавах и о брахманах. Вайшнав это брахман, обладающий знанием, поэтому вайшнавов иногда называют брахманами-вайшнавами, брахманами-пандитами или вайшнавами и брахманами одновременно. Иными словами, вайшнав всегда является брахманом, тогда как брахман может и не быть чистым вайшнавом. Осознав свою духовную природу, брахма джанати, человек сразу становится брахманом. Представления человека, достигшего уровня брахмана, об Абсолютной Истине в основе своей являются безличными. Но когда брахман постигает Верховного Господа как личность, он становится вайшнавом. Вайшнав трансцендентен даже по отношению к брахману. С материальной точки зрения брахман занимает в обществе самое высокое положение, но вайшнав превосходит даже брахмана. И брахман, и вайшнав находятся на очень высокой ступени духовного развития. Качества брахмана перечислены в Бхагавад-гите: правдивость, уравновешенность, способность управлять чувствами, терпимость, простота, знание Абсолютной Истины, непоколебимая вера в священные писания и применение брахманических качеств в повседневной жизни. А когда человек, обладающий всеми этими качествами, посвящает себя трансцендентному любовному служению Господу, он становится вайшнавом.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 4.21.37

Подводя итог, можем сказать, что настоящий брахман, не являющийся вайшнавом, это тот, кто постиг безличный аспект Абсолюта и хорошо знает Веды за исключением тех их частей, которые описывают высший вид деятельности души — преданное служение Верховной Личности Бога. Если брахман постиг высшую суть ведического знания, его цель, он становится вайшнавом.

Веды представляют собой Моё вечное, трансцендентное воплощение в звуке, поэтому их называют шабда-брахмой. Из всех обитателей этого мира только брахманы глубоко изучают Веды, и, поскольку они усваивают самую суть ведического знания, их следует считать олицетворением Вед. Брахманы пребывают в высшей гуне природы (саттва-гуне). Потому им присущи такие качества, как владение своим умом (шама) и владение чувствами (дама). Будучи правдивыми (сатья), они объясняют истинный смысл Вед и из сострадания (ануграха) проповедуют ведическое учение всем обусловленным душам. Они предаются аскезе (тапасья), воспитывают у себя терпение (титикша) и постигают истинную природу индивидуальной души и Верховного Господа (анубхава). Таковы восемь добродетелей брахмана. Вот почему Я провозглашаю, что нет ни одного живого существа, которое превосходило бы брахманов.

Шримад-Бхагаватам, 5.5.24

А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет в комментарии:

В этом стихе описываются качества настоящего брахмана. Брахман это тот, кто обуздал свой ум и чувства и усвоил важнейшие ведические истины. Он объясняет людям подлинный смысл всего ведического знания. Как сказано в Бхагавад-гите (15.15), цель изучения Вед — понять трансцендентное положение Господа Шри Кришны (ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах). Тот, кто постиг суть Вед, способен проповедовать истинное знание. Такой человек сочувствует обусловленным душам, которые, утратив сознание Кришны, попали в материальный мир и подвергаются тройственным страданиям. Настоящий брахман должен испытывать сострадание к другим живым существам и проповедовать им сознание Кришны, чтобы они могли подняться на духовный уровень. Сам Шри Кришна, Верховная Личность Бога, нисходит в эту вселенную из духовного царства, чтобы поведать обусловленным душам о преимуществах духовной жизни. Он побуждает эти души предаться Ему, и то же самое делают брахманы. Они усвоили наставления Вед и помогают Верховному Господу освобождать обусловленные души. Итак, брахманы очень дороги Верховному Господу, ибо они находятся в саттва-гуне, обладают возвышенными качествами и заботятся о благе всех обусловленных душ, обитателей материального мира.

А. Ч. Бхактиведанта Свами говорит здесь о брахмане, постигшем высшую суть Вед, — т.е., о вайшнаве.

Даже не развив ещё качеств гуны благости в полной мере, человек уже может быть в какой-то степени предан Верховной Личности Бога. Становясь в процессе преданного служения вайшнавом высочайшего уровня, он развивает качества настоящего брахмана. С другой стороны, если человек развил все качества гуны благости, но не является преданным Верховной Личности Бога, его духовное развитие нельзя считать завершённым. И тот и другой человек движутся к Богу, но немного разными путями. Следуя путём преданного служения, человек может достичь совершенства за одну жизнь, тогда как на пути гьяна-йоги достичь такого успеха гораздо труднее.

Постепенно очищаясь от материальной скверны, преданный выходит из-под влияния гун страсти и невежества и поднимается на уровень гуны благости. Под влиянием гун страсти и невежества в человеке развиваются вожделение и жадность. Но тот, кто достиг уровня гуны благости, всегда удовлетворён, в каких бы условиях жизни он ни находился, и свободен от вожделения и жадности. Такое состояние ума — первый признак того, что человек находится под влиянием гуны благости. Однако мы должны подняться даже над гуной благости и достичь уровня чистой благости, которая называется вивриддха-саттвой, высшей ступенью благости. На этой ступени человек обретает сознание Кришны.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 4.21.52

Брахман и вайшнав. Часть 2

© Omkara, 2011

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация