Человек… или животное? | Бхактиведанта Свами Прабхупада о цели человеческой жизни
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Почему Бог допускает страдания?

Мстит грешникам
Не в силах справиться с Дьяволом
Потерял управление этим миром
Чтобы мы усваивали уроки и очищались
Иное (4)

Результаты

Жемчужины мудрости

Кришна говорит Арджуне:

Получив от осознавшей себя души истинное знание, ты больше никогда не впадёшь в заблуждение, ибо это знание поможет тебе увидеть, что все живые существа — частицы Всевышнего или, иными словами, что все они пребывают во Мне.

Бхагавад-гита, 4.35

Все цитаты

Человек… или животное?

12-я рассылка, 14 сентября 2012 г.

Читать историю сайта

В июне одна из читательниц оставила комментарий в вопросе «Как помочь кошке реинкарнировать?». Комментарий звучал так: «Почему вы считаете, что в будущем, если женщина станет кошкой, то это угроза?» Автор комментария не видит ничего плохого в том, чтобы в следующей жизни получить тело животного. Но святые и мудрецы называют человеческую форму жизни драгоценной, а потерю её считают большим несчастьем. Хотя большинство душ, находящихся в человеческом теле, не используют эту драгоценную форму жизни по назначению, а значит, живут подобно животным.

Для чего предназначена человеческая жизнь? В беседе с Алленом Гинзбергом (Колумбус, Огайо, 12.05.1969) А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит:

В большинстве своём люди мало чем отличаются от животных. Из множества таких людей один начинает интересоваться священными писаниями. А из множества тех, кто интересуется если их интересуют священные писания, их привлекают ритуалы, цель которых — улучшение их материального положения. Понимаете? Как христиане — они идут Не только христиане — все. Они относятся к религии как к чему-то, что может улучшить их материальное положение. Дхарма, артха. Артха значит деньги. А зачем артха? Зачем вам нужны деньги? Чтобы удовлетворять чувства. Кама. Дхарма, артха, кама. Бхагавата утверждает, что дхарма не предназначена для приобретения денег. А деньги не предназначены для удовлетворения чувств. Чувственное удовольствие следует принимать только ради поддержания этого тела. И всё. Настоящая задача — это таттва-джигьяса, понимание. Человеческая жизнь предназначена для постижения Абсолютной Истины. <…> Камасйа, удовлетворение чувств, не означает, что нужно увеличивать количество чувственного удовольствия. Нет. Дживета йавата, нужно принимать чувственное удовольствие лишь в той степени, в какой это необходимо для здоровой жизни. Настоящая задача — это дживасйа таттва-джиджнаса. Каждый человек должен вопрошать об Абсолютной Истине. Таково настоящее предназначение человеческой жизни. <…>

<…>

<…> Таким образом, наша миссия заключается в том, чтобы разумные люди во всём мире узнали, что просто погоня за чувственным удовольствием не является целью человеческой жизни. Цель человеческой жизни, как сказано в Бхагавате, — дживасйа таттва-джиджнаса. В Веданте сказано: атхато брахма джиджнаса. То же самое. Бхагавата всего лишь объяснение Веданты. Таким образом, Веданта говорит, что эта человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы вопрошать о Брахмане. Атха атах. Сейчас. <…> Это значит, что после всей этой жизни подобно животному, когда человек достигает уровня цивилизованной жизни, в полном смысле слова цивилизованной жизни, его задачей становится вопрошать об Абсолютной Истине: «Что есть Абсолютная Истина?» В этом и состоит философия Веданты: «Что есть Абсолютная Истина?» То же объясняется и в Бхагавате: дживасйа таттва-джиджнаса. Дживасйа означает «все живые существа». Главная задача — вопрошать об Абсолютной Истине.

А в комментарии к Шримад-Бхагаватам (4.9.6) он говорит:

Шрила Бхактивинода Тхакур написал песню, в которой он обращается к самому себе: «О живое существо, проснись! Сколько можно спать в объятиях майи? Тебе выпала редкая удача — родиться человеком. Проснись же и постарайся осознать себя». Веды также призывают нас: «Проснись! Вставай! Ты получил этот дар — тело человека, и теперь твой долг — познать себя!» Таковы предписания Вед.

Разные разделы Вед содержат информацию для людей с самым разным сознанием: для тех, кто ищет чувственных удовольствий, для умозрительных философов, для тех, кто стремится к безличному освобождению и для желающих познать Абсолютную Истину. Группа священных писаний, предназначенная для последних, относится к категории веданты (это слово можно перевести как «конечное заключение Вед»). К этой группе относятся Бхагавад-гита, Шримад-Бхагаватам (Бхагавата-пурана или просто Бхагавата, как её называет Бхактиведанта Свами в цитируемой выше беседе), Веданта-сутра (выше Бхактиведанта Свами называет её просто Ведантой) и другие писания. Наша Школа бхакти-йоги принадлежит к школе веданты, или бхагаваты. Это значит, что мы, следуя в русле нашей цепи ученической преемственности, учим именно постижению Абсолютной Истины (что означает развитие отношений с Богом) и не учим, как с помощью духовной практики улучшить материальное положение (хотя это и может произойти в качестве побочного результата), достичь безличного освобождения или развить мистические силы.

Атхато брахма джиджнаса первый афоризм Веданта-сутры, который можно перевести так: «Пришло время вопрошать об Абсолютной Истине».

Дхарма — жизнь согласно заповедям религии.

Артха — экономическое развитие или улучшение материального благосостояния.

Кама — удовлетворение материальных чувств (чувственное удовольствие).

Дживасйа таттва-джиджнаса Бхактиведанта Свами цитирует важный стих из Шримад-Бхагаватам: 1.2.10 (см. «Жить просто и мыслить возвышенно»).

Джигьяса или джиджнаса? Возможно, вы подумали, что в приведённой выше цитате есть опечатка, но это не так. При цитировании в речи санскритские стихи, словосочетания и слова даются в транслитерации (обычно с диакритическими знаками — чёрточками, точечками и др. над и под буквами, которые указывают на особенности произношения соответствующих звуков в языке оригинала, но иногда диакритические знаки опускаются, как в нашем случае): джиджнаса, камасйа… При непосредственном же введении в речь санскритские слова даются в транскрипции и приспосабливаются к русской орфографии: джигьяса, майя… Сочетание букв джна в русском языке принято произносить как гья.

Всего хорошего и Харибол!
Омкара (админ Haribol.ru)

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация