Бхагавад-гита о духовной душе | Бхактиведанта Свами Прабхупада
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Признаёте ли Вы, что существовали до зачатия этого тела?

Да
Нет
Как одну из гипотез

Результаты

Жемчужины мудрости

Кришна говорит:

О завоеватель богатств [Арджуна], нет истины превыше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

Бхагавад-гита, 7.7

Все цитаты

Душа не рождается и не умирает

11-я рассылка, 12 марта 2012 г.

Читать историю сайта

Каждый из нас — вечная духовная душа, нематериальная искра Бога. В Бхагавад-гите (2.20) Верховный Господь говорит:

Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело.

Хочу обратить особое внимание на первый абзац комментария к этому стиху, сделанного А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой в его знаменитой книге «Бхагавад-гита как она есть» — переводе Бхагавад-гиты с санскрита с подробными комментариями:

По своим качествам бесконечно малая отделённая частица Высшего Духа неотлична от Всевышнего. Она не подвержена тем изменениям, через которые проходит материальное тело. Иногда душу называют постоянной, или неизменной (кута-стха). Тело проходит через шесть видов изменений: оно появляется на свет из чрева матери, некоторое время существует, растёт, производит себе подобных, постепенно увядает и, наконец, уходит в небытие. Однако душа не подвержена изменениям. Душу называют нерождённой, но, поскольку она находится в материальном теле, кажется, будто она рождается вместе с телом. На самом деле душа, находящаяся в теле, не рождается и не умирает. Всё рождённое обречено на смерть. Но поскольку душа не рождается, для неё нет прошлого, настоящего и будущего. Она вечная, всегда существующая и изначальная. Иными словами, никогда не было такого времени, когда душа появилась на свет. Мы пытаемся определить, когда появилась душа, только потому, что распространяем на неё телесные представления. В отличие от тела, душа никогда не стареет. Вот почему так называемые старики иногда ощущают себя детьми или юношами. Изменения, происходящие с телом, не затрагивают душу. Душа никогда не увядает и не изнашивается, как это происходит с деревом или любым другим материальным предметом. Она также не производит на свет никакие другие объекты. Порождения нашего тела, наши дети, являются самостоятельными индивидуальными душами, и мы считаем их своими детьми только потому, что они связаны с нашим телом. Тело развивается благодаря присутствию души, но сама душа никого не производит на свет и не претерпевает никаких изменений. Таким образом, душа не подвержена шести видам изменений, через которые проходит тело.

Кришна, рассказчик Бхагавад-гиты, это Бог, Верховная Личность, а само название «Бхагавад-гита» переводится как «песнь Бога». Кришна — это та же личность, что и Бог в Ветхом и Новом Заветах и Аллах в Коране. Христианские, мусульманские и иудейские деятели будут протестовать против такого утверждения (и это достойно большого сожаления), но у нас есть все основания так утверждать, и это очень серьёзные основания. Я не могу сейчас подробно их обсуждать — это тема для отдельной статьи. Замечу лишь, что сама Бхагавад-гита, если читать её вдумчиво и с открытым сердцем, послужит лучшим свидетельством правоты нашего утверждения.

А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада неоднократно отмечал, что только тот, кто признаёт Кришну Верховным Господом («хотя бы теоретически», как он пишет во Введении к Бхагавад-гите), может понять то, о чём говорится в этой книге.

Но вернёмся к процитированному стиху и комментарию к нему. Это один из ключевых стихов той части второй главы (Бхагавад-гита, 2.11-30), в которой Кришна подробно объясняет своему другу Арджуне природу души. А. Ч. Бхактиведанта Свами в своём комментарии упоминает шесть видов изменений (называемых на санскрите шад-викара), через которые проходит любое материальное тело. Мне не удалось найти исходного стиха из ведических писаний, в котором бы подробно описывалась шад-викара, но нет сомнений в том, что представления о ней являются классикой ведического знания. Лично я почему-то сразу представил себе шад-викару (шесть изменений или стадий существования материального тела) в виде геометрического образа, в котором её очень легко оказалось запомнить.

Шад-викара

1) возникновение; 2) рост; 3) существование в течение некоторого времени; 4) производство себе подобных; 5) увядание; 6) распад

В отличие от материального тела, душа не проходит ни через один из этих видов изменений. Философия Вед совершенна, и она утверждает, что у души не только нет конца во времени, но также нет начала — душа никогда не перестанет существовать, но она также никогда не возникала, а существовала всегда. Огромным недостатком философии, принятой в современных авраамических религиях (христианстве, исламе и иудаизме), является представление о том, что душа возникает в определённый момент времени, совпадающий с моментом зачатия тела. Эта ошибочная предпосылка приводит к тому, что серьёзные и важные вопросы остаются без ответа, и в результате современная общепринятая философия этих религий оказывается совершенно неудовлетворительной для вдумчивого искателя истины.

Почему одни люди испытывают очень сильные страдания с самого рождения, а другие рождаются здоровыми в семьях, где их окружают любовью и заботой? Ведь если эта философия права, то у всех при рождении должны быть примерно равные «стартовые условия». Иначе придётся заключить, что Бог несправедлив, ставя Своих «новоиспечённых» детей в такое неравное положение. Ответы типа «Ну, просто так есть, мы не можем понять замыслов Бога», конечно же, нельзя признать удовлетворительными. Некоторые философы пытаются выдвигать идею, что ребёнок начинает грешить ещё во чреве матери (по-видимому, в мыслях, или же совершая поступки в каких-то других измерениях), но это само по себе является, во-первых, уступкой закону кармы, а во-вторых, чистейшим измышлением, тогда как настоящие ответы давным-давно явлены во всех подробностях в ведических священных писаниях.

Бхактиведанта Свами ПрабхупадаИз всех религиозных философий только ведическая философия сохранила знание о душе в его первоначальной чистоте, и именно это знание ярко представлено в упомянутой выше части Бхагавад-гиты и комментариев к ней, написанных А. Ч. Бхактиведантой Свами. В своей «Бхагавад-гите как она есть» этот великий ачарья-вайшнав, принадлежащий к непрерывной чистой цепи духовных учителей, начинающейся с Самого Господа, разъяснил подлинную суть трансцендентного послания Гиты. Каждый, кто с открытым сердцем будет читать его комментарии к Бхагавад-гите, поймёт, что они абсолютно авторитетны.

Определённый круг псевдодуховных и псевдорелигиозных деятелей в России вот уже более двадцати лет ведёт непрекращающуюся кампанию шельмования А. Ч. Бхактиведанты Свами и его «Бхагавад-гиты как она есть», «обидевшись» на некоторые нелицеприятные утверждения в его комментариях, полностью соответствующие тому, что Сам Кришна сказал 5000 лет назад в Бхагавад-гите. В последние месяцы деятельность этих людей приняла совершенно гротескные формы, и сегодня как никогда великий преданный Господа А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и его удивительная книга нуждаются в аргументированной защите. Если будет на то воля Господа, я бы хотел внести в это свою лепту статьями на нашем сайте, но уже после ежегодного весеннего ретрита, который будет проходить с 12 по 31 марта в Киеве и Львове.

Всего хорошего и харибол!
Омкара (админ Haribol.ru)

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация