Философия и религия | Гьяна-йога | Бхакти-йога
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Почему Бог допускает страдания?

Мстит грешникам
Не в силах справиться с Дьяволом
Потерял управление этим миром
Чтобы мы усваивали уроки и очищались
Иное (4)

Результаты

Жемчужины мудрости

Абсолютная Истина есть первоисточник всего сущего.

Веданта-сутра, 1.1.2

Все цитаты

Философия и религия

4-я рассылка, 6 марта 2009 г.

Читать историю сайта

В связи с гьяна-йогой и йогой в целом интересно рассмотреть связь философии и религии, логики и интуиции, разума и чувств. Вот что об этом говорит А. Ч. Бхактиведанта Свами:

Бхакти-йога, преданное служение, лежит в основе всех философских систем. Любую философию, которая не приводит человека к пониманию необходимости преданного служения Господу, следует считать философской концепцией спекулятивного толка*. Однако сама бхакти-йога, лишённая философской основы, остаётся в большей или меньшей степени религиозными сентиментами*. Есть две категории людей: одни считают себя интеллектуалами и проводят время в философских рассуждениях или медитируют, а другие доверяют только своим эмоциям и не имеют философского обоснования своих взглядов. Ни те, ни другие не смогут достичь высшей цели жизни, а если и смогут, то им потребуются для этого многие годы.

Веды говорят о существовании трёх начал: Верховного Господа, живого существа и вечных отношений, которые связывают живое существо с Господом. Соответственно, цель жизни заключается в том, чтобы, следуя принципам бхакти, или преданного служения, развить в себе любовь к Господу, стать Его вечным слугой и в конечном счёте достичь планеты* Верховной Личности Бога.

Философия санкхьи анализирует строение окружающего нас мира. Чтобы постичь суть вещей, необходимо изучить их природу и свойства. Это называется процессом познания. Однако познание окружающего мира должно быть не самоцелью, а средством к достижению цели жизни, бхакти-йоги, которая лежит в основе процесса познания*. Тот, кто отвергает бхакти-йогу и занимается исключительно аналитическим изучением природы вещей, практически ничего не достигает. Бхагаватам сравнивает такое занятие с обмолотом пустой рисовой шелухи. В пустой шелухе нет риса, поэтому тот, кто обмолачивает её, только напрасно тратит своё время. Научный анализ материальной природы, живого существа и Сверхдуши должен приводить к постижению основы всех основ, которой является преданное служение Господу.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.29.1-2

Религия, лишённая философской основы, превращается в сентименты или даже фанатизм, а философия без религии остаётся на уровне умозрительных рассуждений.

Из комментария к Бхагавад-гите, 3.3

Есть люди, которые просто философствуют, а есть те, кто просто слепо выполняют религиозные ритуалы. Бхагавад-гита содержит обе необходимые составляющие. Вот что значит «наука». Вам нужно быть религиозными, но нужно понимать всё философски. Иначе вы станете фанатиками, религиозными фанатиками. В Чайтанья-чаритамрите ясно сказано: чаитанйера дайара катха караха вичара. Люди, постарайтесь понять дар Чайтаньи Махапрабху философски. Не слепо, а философски. И вичара кариле читте паибе чаматкара. Если вы действительно мудры, то обнаружите, что он очень возвышен. А если вы будете просто выполнять ритуалы, предписанные вашей религией, не стараясь понять философию, стоящую за ними, то станете фанатиком. Мы не должны становиться ни религиозными фанатиками, ни сухими умозрительными философами. И те и другие опасны. Они не могут достичь никакого осознания. Должны быть две составляющие. Вы должны быть религиозными, но стараться понять любое утверждение философски.

Например, в Библии сказано: «Бог создал мир». Это правда. Но поскольку у современных образованных людей нет объяснения того, как Бог творил, процесса творения Это объясняется в Бхагаватам, как появилось небо, затем воздух, огонь. Это процесс, шаг за шагом. Бог сотворил мир, в этом нет сомнения. Но поскольку это не объяснено философски, современные образованные люди не согласны с этим.

Таким образом, в Бхагавад-гите вы найдёте всё. Сочетание религиозных чувств и философского понимания. Так и должно быть.

Лекция по Бхагавад-гите (3.1-5), Лос-Анджелес, 20 декабря 1968 г.

Не может быть религии без философии. Это сентимент, фанатизм. А одна лишь философия, без религии, без ощущения Бога, — это умозрительное рассуждение. Таким образом, у религии должна быть научная, логическая основа. Тогда это религия высокого уровня.

Лекция по Бхагавад-гите (7.1-3), Стокгольм, 10 сентября 1973 г.

*Спекулятивная философия чисто умозрительная, не дающая ответа на действительно важные жизненные вопросы.

*Сентимент — общая эмоциональная установка, совокупность чувств и взглядов как основа для действия или суждения: «Я так чувствую или мне так кажется, поэтому я так поступаю». Материально обусловленный сентимент не может служить критерием истины.

*Духовные планеты в духовном небе — обитель Верховного Господа, или Вайкунтха, духовный мир.

* Преданность Истине является необходимым условием познания Истины.

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски

Всего хорошего и харибол!
Омкара (админ Haribol.ru)

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация