Об атеизме и о шагах Бога | Бхакти-йога
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Продолжите ли Вы существовать после смерти тела?

Да
Нет
Надеюсь, что да
Надеюсь, что нет
Не знаю

Результаты

Жемчужины мудрости

В следующей жизни живое существо наслаждается плодами тех поступков, которые оно совершило в этой жизни.

Шримад-Бхагаватам, 4.29.58

Все цитаты

Немного об атеизме и о шагах Бога

15-я рассылка, 27 октября 2015 г.

Читать историю сайта

В этом выпуске я хотел бы поговорить об атеизме. Эту тему навеяло мне чтение одной страницы ВКонтакте. Человек пишет, мол, задумался о смысле жизни. А другой в комментарии отвечает: «Бога нет» — и чего-то там в связи с этим советует делать. Что именно — не помню, не важно это. Но ясно, что ничего хорошего после таких слов уже не посоветуешь. А я задумался вот о чём: интересное мировоззрение всё-таки этот атеизм. Есть даже общества атеистов. Вот набрал навскидку в Гугле — точно: и московское, и такое, и сякое. Дался им этот Бог :). Если его нет — ну и ладно, живите себе. Но нет, нужно постоянно думать о том, как опровергнуть его существование. Ну ладно, не постоянно — в перерывах между наслаждениями. Хотя идея Бога, конечно, нормально наслаждаться не даёт. Мешает. Бог, которого нет, почему-то постоянно напоминает им о себе. Только представьте эту ситуацию — допустим, есть парень Чарли, которого нет. Ну и конец на этом. Нет так нет. Кто в здравом уме будет постоянно носиться с этим Чарли и доказывать всем, что его не существует? Наверное, не так всё просто с этим Богом, раз он занимает такое важное место в жизни каждого атеиста.

А теперь поговорим без шуток. Атеист — это человек, берущий на себя смелость утверждать, что Бога нет. Но давайте разберёмся: кто он такой, этот Бог, которого нет? Ну, например, самый могущественный, абсолютный властелин всего. Это Бог. И, по утверждению атеиста, Его нет. Но откуда он может это знать? Является ли атеист самым могущественным, властелином, всезнающим? Если вы спросите об этом атеиста, он, конечно же, ответит: «Нет, не являюсь я таковым». А раз так, то вполне возможно, что более могущественное, чем наш собеседник-атеист, существо сделает так, что никакими экспериментами тот не сможет обнаружить его существование. Поэтому в утверждении атеиста о том, что Бога нет, содержится противоречие.

Объясню ещё раз, если с первого раза не стало понятно. Атеист утверждает, что Бога нет. Но Бог, если Он есть, по определению несравненно более могуществен, чем атеист. Ему ничего не стоит скрыть от атеиста Своё существование, спрятаться от него, так сказать. Поэтому ситуация, когда Бог есть, а атеист никак не может обнаружить Его существование, — непротиворечива. Но для того, чтобы авторитетно утверждать, что Бога нет, атеист должен обладать абсолютным могуществом. Тогда он может быть уверен, что нет никого могущественнее, чем он. Другими словами, чтобы с полным правом утверждать, что Бога нет, атеист должен быть Богом. В этом и состоит противоречие в его утверждении.

В определённый период своей жизни я отказался от атеизма как мировоззрения, и возвращаться к нему не собираюсь. Для меня он себя исчерпал и интереса не представляет. Очевидно, что если Бога нет, то ничто не имеет смысла. Но эту тему я обсуждать не буду, она слишком глубока для этого краткого выпуска.

Кто-то спросит: почему Бог прячется от атеистов? Ответ в том, что таковы качества Бога. Он, если хотите, застенчивый, или стеснительный. Атеист не хочет признавать существование Бога, потому что сам хочет быть Богом, играть Его роль. Поэтому Бог ему не мешает, Он даёт ему аргументы в пользу того, что Бога нет. Но для теиста все эти аргументы — жалкие, потому что теист имеет глубокое внутреннее убеждение, основанное на личном опыте, что Бог есть.

Вы спросите: а как же люди, которые раньше были верующими, а потом стали атеистами? Отвечу: у этих людей никогда не было глубоких внутренних отношений с Богом и связанного с этим понимания всего, что происходит. Они верили во что угодно — в церковь, традицию, но только не в Бога. Тот, кто имеет эти внутренние отношения и опыт, уже никогда от них не откажется.

Мы все стремимся к счастью. Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать этот тезис. Теист понимает, что для счастья ему нужны отношения с кем-то другим, причём этот кто-то другой должен быть совершенной личностью. Атеист считает, что для счастья ему достаточно отношений с несовершенными личностями. В этом его ошибка, непонимание природы души. Философ-материалист Фейербах, отрицая потребность в Боге, говорил: «Пусть эта девушка будет вашей богиней». Но на самом деле только в том случае, когда и у юноши, и у девушки есть внутренние отношения с Богом, их взаимоотношения между собой могут быть успешными, настоящими, а не основанными на иллюзии, а следовательно, ведущими к страданиям.

На самом деле нас может удовлетворить только вечное и безграничное счастье. Каждый желающий может проверить это на опыте собственной жизни. А такое счастье нам могут дать только отношения с совершенной личностью, Богом. Недаром Иисус Христос говорил, что первая и главная заповедь — «Возлюби Бога», а вторая подобна ей — «Возлюби ближнего своего как самого себя». Возможно ли выполнить второе, не исполнив первого?

Есть люди, называющие себя агностиками и допускающие как существование, так и несуществование Бога. На самом деле эта позиция мало чем отличается от атеизма. Нет большой разницы между допущением и прямым утверждением несуществования Бога. Тем не менее определённый шаг по направлению к признанию Бога этими людьми сделан. Они как бы находятся на границе — всё ещё на стороне атеизма, но уже вроде как облокотились об забор, отделяющий его от мира отношений с Господом. Им осталось лишь перелезть этот забор и начать делать шаги по направлению к Богу уже осознанно.

Есть такой духовный афоризм: «Если вы делаете один шаг навстречу Богу, Он делает сто шагов навстречу вам». Его приводят ачарьи (духовные учители) в нашей цепи ученической преемственности. Интересно было бы узнать, приведён ли он в каком-то из стихов священных писаний, но ссылок я не встречал.

Число шагов Бога в ответ на один наш шаг в этом афоризме может различаться — иногда духовный учитель говорит «десять шагов», иногда — «сто», иногда — «тысячу». Важно понять суть: Бог так любит нас, так ждёт, чтобы мы вернулись к Нему, что каждый наш маленький шажок, на самом деле, умножается Им многократно. Он посылает нам неоценимую помощь, облегчая наше последующее приближение к Нему.

А. Ч. Бхактиведанта Свами говорит:

Кришна находится в сердце каждого. Как только человек начинает интересоваться Кришной, Кришна помогает ему. Если он делает один шаг, Кришна делает десять шагов.

Лекция по Бхагавад-гите (7.3), Бомбей, 29 марта 1971 г.

Мой духовный учитель приводит этот афоризм в своих лекциях неоднократно:

Говорится, что если человек делает один шаг к Богу, Бог делает сто шагов к нему. Бог отвечает нам взаимностью. В соответствии с нашим желанием, ровно в этой степени Он даёт Себя нам. Насколько близко мы хотим быть? Насколько близко я хочу быть к Верховной Личности Бога? Насколько близкие отношения я хочу иметь? Хочу ли я быть настолько близко, насколько возможно или хочу сохранять некоторое расстояние, но всё же иметь какие-то отношения? Или я хочу вообще Его не видеть? Может быть, я даже не хочу сознавать Его существование?

<…>

…Природа любви такова, что в ней не может быть принуждения. Невозможно заставить человека с любовью служить Богу. Тогда это было бы рабство, а не любовное служение. Рабство. Поэтому Кришна даёт нам возможность быть настолько близко к Нему или настолько далеко от Него, насколько мы хотим.

«Выбор приблизиться к Кришне или отдалиться от Него — за нами», 2 февраля 2002 г.

Кришна всегда готов откликнуться на вашу любовь и быть вашим лучшим другом, вам просто нужно сделать один шаг к Нему. В ответ на каждый ваш шаг Он сделает сто шагов к вам. Кришна хочет, чтобы у вас были отношения с Ним, отношения любви, Он всегда ждёт вас. Поэтому Он очень радуется, когда вы просто предлагаете Ему что-то с любовью.

«Стань зависимым от Кришны», 16 июня 1993 г.

…Вы хотите защиты. Разве вы не хотите защиты? Мы хотим защиты от смерти, мы хотим защиты от рождения, от одиночества, от пустоты, от страха, от чувства неспособности помочь тем, кого мы любим. Мы хотим защиты. Я хочу защиты и Кришна ждёт, видя, что я нуждаюсь в защите, ждёт меня и подаёт мне знаки, не просто ждёт, а всеми способами старается сказать: «Я защищу тебя. Просто предайся Мне». Говорится, что если человек делает один шаг к Богу, Бог делает тысячу шагов к нему. Если вы сделаете всего лишь шаг к Кришне — Он так жаждет защитить вас, что сделает тысячу шагов к вам. Вы делаете один шаг к Нему — Он делает тысячу шагов к вам. Если вы сделаете один шаг к Богу, Он сделает очень много шагов навстречу вам. Так что это совершенные взаимоотношения. Я нуждаюсь в защите и Бог хочет защитить меня.

А если ситуация такова, что Верховный Господь хочет защитить меня и ждёт меня, а я думаю, что могу защитить себя сам или что я найду какую-то другую защиту и какое-то другое счастье, кроме Него, то Он мне не нужен. Тогда у нас нет хороших отношений. Это не совершенные взаимоотношения, потому что несмотря на то, что Он ждёт, чтобы я пришёл и принял Его защиту — потому что Он будет очень рад защитить меня, быть моим прибежищем, любить меня, — я считаю себя независимым, мне никто не нужен, я приму прибежище в наркотиках, или в еде, или в том, чтобы найти себе новую подругу, или друга, или жену, или в собаке, куплю себе новую собаку. Отдам свою любовь собаке. А что я буду делать со своим беспокойством, со своим сердцем, жаждущим какого-то смысла в жизни? Я буду смотреть телевизор, найду себе временный смысл. Моим временным смыслом жизни будет разрешить эту коллизию, которую сценарист написал для меня.

«Садхана-бхакти: научиться взывать к Кришне», 31 марта 1991 г.

…Бог говорит нам всё, что нам нужно знать о том, что мы должны делать, если мы хотим стать ближе к Нему, если мы хотим доставить Ему удовольствие. Он даст нам знать. Если вы делаете один шаг к Богу, Он делает тысячу шагов навстречу вам. Это значит, что если у вас есть небольшое желание стать ближе к Нему, Он даст вам знать, как это сделать, что делать, чего не делать.

«Привязанность к гурудеве ведёт к достижению цели жизни», 3 июля 1999 г.

Всего хорошего и Харибол!
Омкара (админ Haribol.ru)

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация