Реинкарнация | Карма | Почему плохое случается с хорошими людьми
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Кто такой Бог?

Верховная Личность
Безличный дух, Вселенский разум, Природа и т.п.
Бога нет
Я Бог
Иное (5)

Результаты

Жемчужины мудрости

Кришна говорит:

Йог намного превосходит аскета, философа и человека, стремящегося к плодам своего труда. Поэтому, о Арджуна, невзирая ни на что, стань йогом.

Бхагавад-гита, 6.46

Все цитаты

Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?

Однажды мой духовный учитель получил письмо от телезрительницы, чей сын умер от рака. Её горю не было предела. Она писала: «Недавно мой восьмилетний сын умер от рака. Он очень страдал… Вы учите, что мы должны любить Бога, но как я могу любить того, кто позволил этому ужасу случиться с тем, кто так невинен? Его жизнь оборвалась, едва начавшись. Это несправедливо. Честно говоря, я начинаю сомневаться в самом существовании Бога. А если Бог существует, то я вынуждена усомниться в том, что Он всемогущ, или всемудр, или что Он действительно сострадает нам и любит нас».

Возможно, у вас когда-нибудь тоже были чувства, о которых писала эта женщина. Каждый из нас или пережил подобное несчастье сам, или однажды прочитал в газете, увидел по телевизору, что с казалось бы невинным человеком, особенно ребёнком, случилось что-то ужасное. И часто у нас в связи с этим начинают возникать сомнения по поводу Бога. Самая распространённая реакция — что Бога нет. На самом деле это один из главных аргументов, выдвигаемых атеистами. Если вы попытаетесь сказать атеисту о Боге, он ответит: «Нет никакого Бога. Если Он есть, то почему в мире столько зла?»

Итак, первая мысль — что Бога нет. Но если мы всё же признаём существование Бога и случается что-нибудь плохое, то какова наша реакция? Одна из возможных реакций — что Бог жесток, что Он на самом деле не любит нас. Что он равнодушен к нашим страданиям. Мы можем даже начать считать Бога садистом, которому нравится смотреть, как мы страдаем. Мы думаем: «Боже, как Ты мог позволить этому произойти?» Как эта женщина — она искренне пишет: «Как Бог мог позволить этому произойти? Если бы Он был неравнодушным существом, если бы Его это действительно волновало, если бы Он чувствовал любовь, то как бы Он мог позволить этому произойти?» Люди не могут понять, как Бог может быть неравнодушным и всё же позволять этому происходить.

Когда что-то плохое случается с хорошим человеком, мы чувствуем сострадание. Мы жалеем этого человека. И начинаем думать: «А почему Бог не сострадает этому человеку, как будто Ему всё равно?» Мы даже можем начать чувствовать гнев: «Боже, как Ты мог позволить этому произойти? У Тебя что, нет сердца?!» И мы начинаем думать, что мы более сострадательны, чем Бог, что мы более чувствительны, чем Бог, что мы любим этого человека, пережившего страдания, больше, чем Бог его любит. Мы любим этого ребёнка, который страдал и умер от рака в восьмилетнем возрасте, больше, чем Бог его любит. А Богу на самом деле всё равно. Он не только не любит вашего сына — Он также и вас не любит, заставляя вас страдать от потери сына. Вот к какому выводу приходят некоторые из нас — что Бог либо равнодушен, либо садист. Иначе Он бы не позволил этому произойти.

Какое ещё объяснение мы можем придумать, почему Бог позволил произойти плохому? Это объяснение таково: может быть, Он не всемогущ и ничего не может с этим поделать. Может быть, Он любит и сострадает, но недостаточно могуществен. Такую попытку «решить проблему зла» или «проблему страдания» предпринял один учёный раввин, написавший книгу «Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми». Это богословская проблема, и он решает её, утверждая, что Бог любит нас, но Он не всемогущ. Он бы хотел, чтобы ничего плохого не происходило, но оно всё равно происходят, потому что Он ничего не может с этим поделать. Это вышло из-под Его власти.

Но это означает, что он отрицает существование Бога, потому что, говоря о Боге, мы говорим о том, кто всемогущ. Он любит нас, а также Он всемогущ и управляет всем в совершенстве.

Когда мы сталкиваемся с ситуацией, что с кем-то хорошим случается что-то плохое, мы начинаем сомневаться: «Или Бог не любит меня» или «этого человека… Или Ему всё равно, или Он любит, но бессилен что-нибудь с этим сделать». Ещё одна возможность — что Ему недостаёт мудрости. Может быть, Он не видит.

Все эти реакции нашего ума основаны на ошибочном представлении о наших взаимоотношениях с Богом и с этим миром. Как вы думаете, для чего существуете вы и для чего существует этот мир? Каковы взаимоотношения между этим миром, Богом и вами? Для чего Бог создал этот мир и для чего вы находитесь в нём? Какова цель всего этого?

Чаще всего мы можем услышать ответ, что Бог создал этот мир, чтобы мы могли здесь наслаждаться. Так думают большинство людей. Что цель нашей жизни — наслаждаться миром, а цель Бога — помогать нам наслаждаться. Он создал этот мир, чтобы мы наслаждались, по доброте Своей Он дал нам этот мир для нашего наслаждения. И что происходит, когда всё начинает идти наперекосяк и в результате мы не наслаждаемся, а страдаем? Верно — мы начинаем обвинять Бога. Бог виноват. Бог напортил.

Мы постоянно сталкиваемся с проблемой страдания. Мы страдаем, другие страдают. И это называется словом «плохое». Что такое «плохое»? Страдание. Либо страдание, либо несуществование в этом мире. Смерть.

Вот мы и подошли к главному заблуждению тех, кто страдает и не понимает, что происходит. Это заблуждение звучит так: «Я — материальное тело». Мы думаем: «Я тело, Бог создал меня и создал этот мир для моего наслаждения». И сразу же сталкиваемся с проблемой, которую невозможно решить, пребывая в этом заблуждении. Проблема заключается в том, что наше тело обречено на смерть.

Все, кто жил до нас, умерли. Неотъемлемое свойство нашего пребывания в этом мире заключается в том, что оно временно. Всё, что есть в этом мире, — временно. Наше тело временно. Мы обречены, выжить не удастся никому. «Плохое» означает, что мы не будем жить здесь. «Хорошее» — что мы будем жить здесь. Верно? Но такое представление основано на иллюзии, что этот мир — наш дом.

Мы думаем: «Я тело, этот материальный мир — мой дом, если я буду жить здесь и наслаждаться, я буду счастлив». Если Бог помогает мне наслаждаться, то Он хороший: «Спасибо, Боже, что Ты помогаешь мне наслаждаться, спасибо, что Ты даёшь мне то и это». А когда нас пинком выбрасывают из этого мира, Бог становится плохим. Происходит «плохое». Когда наше тело начинает разваливаться — это «плохо». Мы не понимаем: «В этом мире есть страдание? Как это так?» Почему нас приводит в такое замешательство реальность страдания в этом мире? Потому что это противоречит вашему убеждению, что этому миру положено быть местом наслаждения, созданным совершенным творцом. Богу полагается быть совершенным, Он совершенный творец и создаёт этот совершенный мир, и тем не менее он полон страдания. Мы этого не понимаем. Как плохое может происходить с хорошими людьми? Потому что каждый считает, что его сын, или дочь, или родители хорошие. Верно? И поскольку в конце мы все получаем удар, мы все умираем, все болеем, стареем и умираем (некоторые умирают молодыми, лишённые «прекрасного опыта» старости, или скоропостижно, даже не успев «как следует» поболеть, но от этого не легче) — что уж говорить о зубной боли или боли в животе, — это значит, что плохие вещи случаются с хорошими людьми постоянно. Потому что тот, кто для вас плохой человек, для меня, возможно, прекрасный парень.

Это означает, что Бог «напортил». Мы начинаем думать, что Бог — что? Некомпетентен. Плохой творец. Он создал этот мир как место нашего наслаждения, а оказывается, что это место страдания! Поэтому Бог — несовершенный, плохой творец. Ему недостаёт разума — Он не понимал, что делает, а теперь говорит: «Извините, ребята, не получилось». Или другой вариант — что Он садист, Ему нравится смотреть, как люди страдают. Он допустил страдания намеренно, чтобы можно было развлекаться, смотря на них. Он не любит нас, поэтому и создал мир так, чтобы мы в нём страдали.

Таковы логичные выводы из того представления, что этот мир — наш дом и что мы можем быть счастливы, живя здесь. Но это представление основано на невежестве.

В действительности мы по своей сущности — духовные души. Мы не материальное тело. Мы вечны, мы существовали вечно и будем существовать вечно. Мы не материя, а дух. Мы — неотъемлемые частицы Бога, Верховного Духа. Этот мир, сотворённый из материи, — не наш настоящий дом. Он чужд нам. Мы вечны, а этот мир, все тела в этом мире, все материальные формы — всё временно. Это не наша естественная среда обитания. Мы — как рыба, вынутая из воды. Наш настоящий дом — в мире духа, в царстве Бога, но сейчас мы находимся в этом временном материальном мире.

Для чего Бог создал этот мир? Для чего Он сделал его временным? Для чего Он создал эти материальные формы и для чего я нахожусь в этой временной материальной форме? Для чего мы страдаем, переживаем рождение, болезни, старость и смерть? Для чего все эти люди находятся здесь во всех этих телах? Какова истинная цель существования этого материального мира, материального измерения? Почему оно — место страдания? И что нам с этим делать?

По своей истинной сущности каждый из нас — дух, неотъемлемая частица Верховного Господа, Верховной Души. Я — ребёнок Бога. Бог вечно живёт в Своём царстве и наслаждается там, Он полностью удовлетворён, живя в Своём мире, в Своём измерении, в котором все с любовью служат Ему. Другими словами, в духовном мире каждая душа, каждое существо любит Бога и любит служить Богу.

Я — неотъемлемая частица Бога. Я принадлежу духовному миру, царству Бога, в котором я занят любовным служением Богу и ощущаю своё естественное счастье в связи со своим любовным служением Ему. Таково моё истинное «я». Я дух, и моя естественная функция — с любовью служить Верховному Духу. Но поскольку я — и каждый, кто находится в этом мире, за исключением представителей Бога — поскольку я чувствую зависть к Богу, не хочу быть слугой Бога, а хочу сам быть Богом, поскольку у меня есть желание быть господином, тем, кто наслаждается, меня поместили в материальное измерение, в материальный мир. Вот так мы вошли в мир материальной природы и попали под власть законов материальной природы. Их также называют законами кармы, причины и следствия, действий и последствий. Это называется «быть под властью законов материальной природы», «быть прикованным к колесу рождений и смертей». В этом состоянии каждый, кто приходит в этот мир, должен страдать.

Мы переживаем рождение — это страдание. Мы стареем — это страдание. Наши тела болеют — это страдание. В конечном итоге мы переживаем то, что нас выбрасывают из этого мира и мы вынуждены получить другое материальное тело. Это называется «смерть». Опыт смерти — это огромное страдание. Но смерть неизбежна. Таким образом, в этом мире повсюду мы видим рождение, болезни, старость и смерть. В этом мире мы постоянно страдаем. Поэтому в ведическом священном писании говорится, что этот мир — место страдания. Почему он место страдания? Он место страдания, потому что ему предназначено быть временным и всё в нём временно. Этот мир не предназначен для того, чтобы быть вечным. Материя как основа этого мира — вечна, но всё, что построено из неё, — временно. Материальный мир — это та часть царства Бога, в которой временность — закон, в которой время — хозяин. В нём мы попадаем под власть законов времени.

Таким образом, Бог создаёт это материальное измерение не для того, чтобы мы здесь наслаждались, а для того, чтобы мы пытались наслаждаться. Чтобы мы могли пытаться подражать Богу, пытаться играть роль Бога. Чтобы мы могли пытаться быть верховным господином, верховным наслаждающимся. Но поскольку мы не Бог и на самом деле не можем быть счастливыми, играя роль верховного наслаждающегося и господина, Бог создал этот мир так, что его неотъемлемой составляющей является страдание. В этом мире страдание неизбежно, потому что он временный. Для чего Бог сделал его таким? Для того, чтобы мы постепенно научились задавать вопросы. Почему я страдаю? Почему этот мир временный? Действительно ли это мой настоящий дом? Действительно ли попытка быть господином и наслаждающимся — моё истинное предназначение в жизни?

У боли и страдания, которые встроены в этот мир, есть цель. Она заключается в том, чтобы мы в конце концов задались вопросом: «Это наш настоящий дом или нет?» У боли есть цель. Неправда, что любая боль — это плохо.

Например, если бы мы не чувствовали боли, жжения, от огня, а только приятное тепло, то могли бы получить смертельный ожог, греясь у костра и невзначай поместив в него свою спину. У боли есть цель. Мы чувствуем жжение и отодвигаемся от огня. Другими словами, боль учит меня тому, что я должен что-то сделать. Я реагирую на боль.

Нам нужно научиться правильному отношению к тому, что боль встроена в этот мир и всегда будет в нём. Она — часть этого мира. И этот факт должен показать нам, что этот мир — не наш настоящий дом. Поэтому мы не должны сокрушаться и сходить с ума от того, что кто-то пришёл в этот мир и жил здесь всего пять лет, а потом по какой-то причине ему пришлось оставить этот мир. Потому что на самом деле причина того, что этот человек должен был оставить этот мир, — его собственная карма. Иными словами, его собственная деятельность в прошлом, в прошлых жизнях. Он что-то сделал, а теперь испытывает последствия согласно законам материальной природы. Что посеешь, то и пожнёшь. Причина и следствие. Поэтому человек оставляет одно тело и получает другое. При этом по сути ничего не меняется, потому что находится ли он в одном материальном теле здесь или в другом материальном теле где-то в другом месте, в другой части материального мира, он по-прежнему будет рождаться, болеть, стареть и умирать. Поэтому вы не должны думать: «О, он был бы так счастлив, если бы мог жить здесь бесконечно долго». Потому что на самом деле этот мир предназначен не для этого и цель жизни не в этом. Цель жизни в том, чтобы развить нашу любовь к Богу. Научиться помнить о том, что на самом деле мы — искры Бога, чтобы в результате этого памятования мы могли оставить это временное материальное измерение и вернуться в царство Бога.

Цель существования этого мира — не в том, чтобы мы могли наслаждаться здесь по полной. Потому что этот мир — место страдания. Мы должны это понять.

Слушатель: Если Бог не несёт ответственности за то плохое, что происходит с нами, значит ли это, что также не Он определяет, что в нашей жизни произойдёт что-то хорошее?

Учитель: Бог не несёт ответственности за плохие события нашей жизни и не решает, что в нашей жизни произойдёт что-то хорошее. Бог не отвечает за последствия нашей деятельности. Иногда мы испытываем хорошие последствия. Может быть, нам неожиданно удаётся разбогатеть. Это не значит, что Бог проявил Свою доброту к нам. Вы, возможно, скажете: «Спасибо, Боже, за Твою доброту!» Но это не значит, что Бог был благосклонен к вам. Это результат вашей собственной прошлой деятельности. Это ваша хорошая карма. И когда с вами случается что-то плохое, не думайте, что Бог плохо отнёсся к вам. А если у кого-то в жизни происходит что-то хорошее, не думайте, что Бог явил свою благосклонность к этому человеку. На самом деле каждый из нас находится под властью законов материальной природы, законов кармы. Мы сеем и пожинаем то, что посеяли. Поэтому перестаньте думать, что Бог необоснованно проявляет доброту по отношению к одним людям и неприязнь по отношению к другим, что он бывает жестокий, а бывает добрый, — это просто не соответствует действительности.

Слушатель: Может ли медитация помочь мне освободиться от реинкарнирования из тела в тело и от власти закона кармы?

Учитель: Да. На самом деле медитация означает сосредоточение ума, сердца, всего существа на Верховном Господе, на ваших взаимоотношениях с Верховным Господом. И когда вы развиваете эти отношения, когда вы приходите к пониманию этих отношений, вы начинаете жить в соответствии с этой реальностью. И тогда, покинув это тело, вы возвращаетесь к Богу, потому что вы развили привязанность к Богу. Вы достигли того, что вы уже больше не привязаны к этому миру. Если вы не привязаны к этому миру, вы не возвращаетесь сюда. Другими словами, когда вы начинаете чувствовать вкус любви к Богу, он становится для вас более сильным вкусом. Вы чувствуете от этого больше счастья, чем от наслаждения материальным миром. Вкус любви к Богу даёт вам большее счастье, чем попытки быть господином мира. И поэтому во время смерти, когда вы оставляете это тело, у вас больше нет кармических реакций, которые вы должны испытать, и вы возвращаетесь к Богу, потому что вы больше привязаны к Богу, чем к попыткам быть господином этого мира.

Слушатель: Я понимаю, что этот мир не наш дом, но разве человек не может всё равно быть счастливым, находясь здесь?

Учитель: Вы можете быть счастливым, находясь здесь, если развиваете отношения с Богом, пока вы здесь. Постарайтесь понять, что Бог — самое привлекательное существо. И дело в том, что Бог всемогущий, и Он также вселюбящий и всепривлекательный. Он самая могущественная личность, но Он также самый привлекательный и любит вас больше всех. Бог личность и вы личность, и вы будете счастливы, когда разовьёте свою любовь к этой Верховной Личности, с которой вы согласно вашей природе состоите в родстве. Он — верховный отец, верховный друг. Не пребывайте в иллюзии, что Бог каким-то образом несовершенен. На самом деле Бог совершенен. Бог — ваш совершенный друг. Вам нужно научиться медитировать на этого верховного совершенного друга. Взращивайте, развивайте свою привязанность к Нему, свою любовь к Нему, и так вы сможете быть счастливыми сейчас. Вы будете счастливы сейчас, а в момент смерти вы сможете оставить тело и вернуться к Нему и быть счастливыми дальше. Реинкарнации больше не будет. Таким образом, с помощью медитации вы развиваете любовь к Богу, на самом деле вы живёте для Бога, и потому вы счастливы здесь. Даже несмотря на то, что в этом мире существует смерть, вы всё равно чувствуете счастье, потому что знаете: я не тело, я вечный слуга Бога, и чувствуете счастье любви к Богу. Даже находясь здесь, вы служите Ему, а затем, когда вы оставите тело, вы вернётесь к Нему.

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Вы — духовная душа, искра Бога,
Объяснение реинкарнации

Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации

На основе лекции Духовного учителя

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация