Сострадание или скорбь | Как помочь умирающему | Карма | Бхагавад-гита
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Почему Бог допускает страдания?

Мстит грешникам
Не в силах справиться с Дьяволом
Потерял управление этим миром
Чтобы мы усваивали уроки и очищались
Иное (4)

Результаты

Жемчужины мудрости

Великий мудрец Нарада продолжал: В этой жизни живое существо действует в грубом теле. К деятельности его побуждает тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. Когда грубое тело умирает, тонкое тело продолжает существовать, наслаждаясь и страдая. Таким образом, со смертью грубого тела ничего не меняется.

Шримад-Бхагаватам, 4.29.60

Все цитаты

Разница между состраданием и скорбью

Верховный Господь, Кришна, говорит Арджуне в Бхагавад-гите (2.11):

Произнося учёные речи, ты сокрушаешься о том, что недостойно скорби. Настоящие мудрецы не скорбят ни о мёртвых, ни о живых.

Арджуна — воин. Он стоит на поле битвы, смотря в лицо врагу. Враг потому враг, что своими неправедными действиями развязал эту войну, и поэтому для Арджуны это, на самом деле, священная война. Иными словами, это справедливая война, праведное дело для кшатрия. «Кшатрий» значит «воин» — тот, кто защищает невинных или сражается за правое дело.

Есть такие люди — пацифисты. В сущности, это добрые, мягкосердечные люди. И Арджуна в тот момент вёл себя как пацифист. Он не хотел сражаться, а ему нужно было сражаться. В этом состоял его долг. Но как раз перед тем, как Кришна произнёс эти слова, Арджуна сказал Ему (Бхагавад-гита, 2.9): «Говинда, я не буду сражаться». Он говорит:

Я не знаю, как совладать с этой оглушающей меня скорбью. Я не смогу избавиться от неё, даже если завоюю цветущее царство, которому не будут грозить никакие враги, и обрету власть, какой обладают небожители.

Бхагавад-гита, 2.8

Арджуну не интересовало сохранение своего положения, он не стремился быть властелином какого-то царства. Он ни на кого не нападал. Ему было всё равно, будет он царём или нет. Он сказал: «Даже если в этой битве я завоюю царство и всё будет принадлежать мне, я никогда не смогу избавится от этой скорби. Я буду царём, победителем, но я не буду счастлив. Меня будет переполнять эта скорбь». И причина этого была в том, что у него были близкие личные отношения с некоторыми из людей, находившихся на другой стороне, — теми кто развязал эту войну. Один из них, например, был его учителем военного искусства, другие были его родственниками, и он не мог понять, почему они настроены так воинственно, почему они так хотят сражаться. А у него не было никакого желания сражаться. Поэтому Господь, Кришна, ответил: «Произнося учёные речи…» — потому что Арджуна представил Ему все пацифистские аргументы.

Кришна говорит:

…Произнося учёные речи, ты сокрушаешься о том, что недостойно скорби. Настоящие мудрецы не скорбят ни о мёртвых, ни о живых.

Бхагавад-гита, 2.11

Он говорит Арджуне: «Тебе не следует сокрушаться о людях, которые будут убиты в этом сражении, потому что на самом деле никто не умирает». Кришна продолжает объяснять это в следующем стихе:

Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать.

Бхагавад-гита, 2.12

Во-первых, ты никого не можешь убить, потому что никто не может умереть. Поэтому, «произнося учёные речи, ты сокрушаешься о том, что недостойно скорби». Арджуна сокрушался, и Кришна говорит ему, что мудрый человек не скорбит ни о мёртвых, ни о живых.

Кто-то может подумать: «О, это так — ай-ай-ай — так ужасно, безжалостно. Все хорошие люди горюют и сокрушаются о мёртвых». Понимаете? Даже самый бессердечный преступник идёт на похороны своей мамы и сокрушается над её гробом. Даже величайший диктатор сокрушается о смерти своего сына. Но этот человек путает сокрушение с состраданием. В этом проблема.

Люди связывают скорбь, сокрушение — с праведностью, состраданием. В этом их ошибка. Другими словами, из этого стиха некоторые люди делают вывод, что Кришна, должно быть, очень бессердечный, что Бог здесь кажется каким-то жестоким. Ему всё равно… «Мудрый человек не скорбит ни о мёртвых, ни о живых?» Да. Потому что мудрый человек вообще не скорбит и не сокрушается.

Что такое сокрушение?

«О, почему это случилось!»
«О, почему это случилось именно так!»
«О, почему, почему, почему!»

И на чём это основано? На невежестве. На отсутствии видения той реальности, что каждый человек подчиняется закону кармы, закону времени, и что этот материальный мир, по своей природе, временный. По своей сути этот мир временный, и тело каждого временно. Поэтому наши тела должны умереть. Какова ценность и какой смысл в том, чтобы сокрушаться?

Страдания в этом материальном мире — тоже не повод сокрушаться. Есть разница между сокрушением и состраданием, но многие этого не понимают. Мудрый человек не скорбит ни о мёртвых, ни о живых, и одновременно мудрый человек — самый сострадательный. Он любит всех и заботится об истинном благе, истинном счастье каждого. И в то же время он не сокрушается. И это ставит многих людей в тупик, потому что большинство людей сокрушаются и каким-то образом связывают это сокрушение о чём-то — о чьём-то страдании или смерти — с состраданием. Они почему-то думают, что это означает сострадание. Но это не сострадание.

И поэтому они не могут понять, почему мудрый человек не скорбит над телом, которое сейчас представляет собой просто кусок плоти, лежащий в гробу. Почему он не сокрушается над ним и его не беспокоит то, что произошло, как будто ему всё равно. Тогда как на самом деле он любит ту личность, которая была в этом теле. Но он не сокрушается над этим гробом, не сокрушается над мёртвыми телами.

Когда происходит сражение, все родственники бросаются и начинают сокрушаться над мёртвыми телами. А мудрый человек этого не делает. Но парадокс в том, что именно мудрый человек по-настоящему любит живые существа, по-настоящему любит ту личность, которая была в этом теле, а теперь ушла. Именно мудрый человек по-настоящему заботится о благе не только той личности, которая была в этом теле, но и несчастных родственников, которые сейчас причитают над этим мёртвым телом. Другими словами, мудрый человек чувствует сострадание к тем глупцам, которые сокрушаются над мёртвыми телами.

А иначе зачем Кришна рассказал Бхагавад-гиту? Ради чего? С какой целью Кришна говорит что-то Арджуне? В действительности Арджуна уже был просветлённым. Как чистый преданный Бога, Арджуна уже был просветлённым. Бог так устроил, что он погрузился в невежество. Другими словами, пелена иллюзии опустилась на Арджуну по воле Бога специально для того, чтобы можно было рассказать Бхагавад-гиту. А почему Бог хотел рассказать Бхагавад-гиту? «Бхагавад-гита» означает «песнь Бога». Почему Он хочет рассказать песнь Бога и почему преданные Бога передают её от одного духовного учителя к другому и каждый духовный учитель даёт её людям? Почему они берут на себя труд переводить её на разные языки, и рассказывать её, и читать по ней лекции? Что ими движет?

Сострадание. Мы хотим просветить кого-то. Мы хотим просветить людей, которые страдают. От чего они страдают? Они страдают от скорби. Они страдают от того, что сокрушаются о мёртвых и о живых. Это причиняет им страдание и никому не помогает. Вы что, считаете, что ваше страдание, когда вы сокрушаетесь, пребывая в этом состоянии растерянности и замешательства, полнейшей пустоты, отсутствия какого-либо знания, мудрости, свободы и всего остального, — вы считаете, что это каким-то образом помогает той личности, которая оставила тело? Вы считаете, что рыдание над кроватью человека, умирающего от рака, чем-то поможет этому человеку? Нет. И вас даже не волнует, поможет это или нет.

Человек лежит в кровати у себя дома, или в больнице, готовый оставить тело. И что при этом происходит? Приходят родственники и близкие друзья, собираются вокруг кровати и сокрушаются: «О, не уходи». «О, ты поправишься». «О, как жаль». «О, какое несчастье». «О, что же нам делать?»

Верно? И они даже чувствуют себя обязанными это делать. Выполнить свою норму причитаний. Иначе не будешь «хорошим сыном» или «другом» и т. п. «Ты не выполняешь своих обязанностей». Пойти пролить несколько слезинок, постоять со скорбным видом у постели больного несколько минут, а затем пойти в «Макдоналдс» или куда-нибудь ещё. «О, какое горе. Пойдём на пляж».

С теми, кто действительно близко знал этого человека, бывает немного по-другому. Они скорбят примерно месяц, и в это время предаются философским размышлениям. Тема смерти интересует их где-то в течение недели или, может быть, месяца, а затем они снова возвращаются к тому, чтобы наслаждаться жизнью. Они живут, пытаясь наслаждаться этим миром, как будто это их дом. В этом заключается их жизнь. Мы пытаемся наслаждаться этой жизнью, как будто мы здесь дома. Мы пытаемся выжать это наслаждение из всего, мы цепляемся за всё, как моллюски за камень или днище корабля, и просто всасываем как только можем, и держимся, и наслаждаемся как только можем. А затем время от времени проливаем несколько слезинок скорби. Но на самом деле мы никак не хотим отказаться от этого всасывания, этой связи с этим миром. И поэтому, когда кого-то начинают отрывать от него, какого-то другого «моллюска» начинают отрывать, все говорят: «О, нет!» Сокрушаются. «Собрат мидия падает с камня». Такова наша жизнь. Такова материальная жизнь. И мудрый человек, сострадательный преданный Бога старается просветить нас, чтобы мы не находились в этом состоянии страдания.

Скорбь и причитания не имеют ничего общего с состраданием. Преданный Бога, подходя к больничной кровати, на которой умирает его физическая мать, мать его тела, не начинает сокрушаться: «О, какое несчастье! О, как же так!» Нет. Он чувствует любовь к этой личности, которая вынуждена оставить тело. Поэтому он приходит и старается просветить эту личность: «Ты не тело». Он не сокрушается. Он просвещён и хочет просветить эту душу, чтобы облегчить её страдание. «Ты не тело. Пожалуйста, постарайся это понять. Ты ещё можешь слышать меня. Ты не тело». Преданный Бога, по-настоящему любя эту личность, хочет помочь ей оставить тело без ненужных страданий. Он знает, что его причитания и плач у кровати нисколько этому не помогут. А что поможет? Он идёт туда и говорит: «Ты скоро будешь оставлять своё тело. Не волнуйся об этом. Ты не тело. Поэтому ты не умрёшь. Ты по-прежнему будешь существовать. Но ты пойдёшь куда-то в другое место. Куда ты пойдёшь? Вот о чём тебе нужно беспокоиться. Поэтому я прошу тебя: пожалуйста, просто слушай это, чтобы, когда ты будешь уходить, ты могла взять этот звук с собой, и он будет той основой, на которой ты сможешь путешествовать, когда будешь оставлять тело. Сосредоточь свой ум на этом звуке, святых именах Бога». И он включает магнитофон или сам воспевает имена Бога той личности, которая оставляет тело. И таким образом сознание личности, которая оставляет тело, сосредоточивается на Боге, и она идёт к Богу. Или если она недостаточно чиста, чтобы пойти к Богу, она рождается там, где у неё будут все условия для дальнейшего духовного продвижения с того уровня, на котором она находится сейчас. Вот что такое сострадание. Оно не имеет ничего общего с сокрушением и скорбью.

Чувствуют ли преданные Бога сострадание, сожаление? Есть ли у них какие-то человеческие чувства? Да. Но они не проливают слёз скорби, они плачут слезами любви. Они любят этого человека и молятся Богу: «Пожалуйста, позаботься об этом человеке. Я ничто. Я не хороший преданный. Я недостоин того, чтобы Ты слушал меня, но, пожалуйста, хотя у меня и нет никаких хороших качеств, пожалуйста, услышь мою молитву. Пожалуйста, защити этого человека». Это не скорбь. Между слезами любви и слезами скорби большая разница.

Чем вызваны слёзы скорби? Они вызваны невежеством, ошибочным отождествлением с телом. А слёзы любви происходят от знания, от истины. В нашем примере так называемое сострадание Арджуны — на самом деле не сострадание. Это скорбь, вызванная невежеством. Между состраданием и скорбью — большая разница. Сострадание основано на мудрости, понимании абсолютной истины о том, кто мы. А скорбь вызвана невежеством, когда я думаю, что я тело и другие — тоже тело. Арджуна пребывал в иллюзии, что все эти люди — его родственники и он причинит им вред, убьёт их. Но на самом деле их невозможно убить. Поэтому Кришна пробудил его от этого сна: «Эй, Арджуна! Ты говоришь учёные слова, но на самом деле ты в невежестве. Ты не мудрец. Ты ведёшь себя так, как будто ты мудрец, в высшей степени сострадательный человек, но на самом деле ты не мудрец и твоё чувство — не сострадание. На самом деле ты в невежестве, и потому сокрушаешься».

Невежество, а затем сокрушение, или скорбь, — оборотная сторона знания, мудрости и сострадания. Другими словами, невежество и скорбь, вызванная невежеством, — это извращённое отражение настоящего, а именно мудрости и сострадания, рождённого мудростью.

Слушатель: Можно ли что-нибудь сделать, если, например, ваша мать, или отец, или другой близкий человек оставляет тело, а вы далеко и не можете приехать, чтобы помочь им совершить этот переход в другую жизнь?

Учитель: Да, молитва. Это естественное чувство — вы знаете этого человека и заботитесь о нём. Этот человек вырастил вас или ещё как-то помог вам. Поэтому естественно, что вы заботитесь об этом человеке. И, конечно же, ваша забота должна быть связана с Богом. «Дорогой Кришна, пожалуйста, позаботься о нём» или «о ней». Если вы посвящаете свою жизнь Богу, вам на самом деле даже не нужно прилагать каких-то отдельных усилий, хотя вы и будете их прилагать. Но в этом нет необходимости. Бог уже знает, что вы заботитесь об этом человеке, и потому Он Сам проявляет заботу о нём. Вот почему в священном писании сказано, что если человек становится чистым преданным Бога, то сто поколений его потомков и сто поколений его предков обретают спасение. Почему? Даже несмотря на то, что вы не молитесь о них непосредственно, поскольку они имеют отношение к вам и Бог доволен вами, потому что вы полностью посвятили свою жизнь Ему, Он также доволен и теми, кто связан с вами. Бог хочет сделать всё возможное, чтобы оказать услугу Своему преданному, потому что преданный просто хочет служить Ему и не хочет от Него ничего взамен. И один из способов, как Бог служит Своему преданному, это спасая его родственников.

Поэтому величайшее благо, которое кто-либо может сделать для любого из своих родственников, это стать чистым преданным Бога. Первое, что вам нужно понять, это что вы ничего не можете сделать, чтобы спасти кого-то, но Бог может. Когда душа оставляет тело, вы ничего не можете сделать. Вы чувствуете себя беспомощным. Верно? Но Бог не беспомощен. В этом разница между вами и Богом. Наступает момент, когда вы уже не можете помочь, но Бог может. Бог не ограничен тем, чтобы помогать только в этом измерении, понимаете? Мы ограничены тем, что происходит здесь. Мы помогаем какое-то время, а затем, когда личность покидает тело, — всё, она ушла. В этом случае говорят: «Мы больше ничего не можем для него сделать». Но Бог может.

Поэтому сделайте так, чтобы ваша жизнь доставляла удовольствие Богу, и тогда само ваше пребывание в этом мире будет приносить благо другим, вашим родственникам — всем. Таким образом, станьте чистым преданным Бога, это величайшее благо, которое вы можете принести. Посвятите свою жизнь, свой ум, своё сердце, всё своё существо, свою волю тому, чтобы доставлять удовольствие Богу. Это величайшее благо, величайшая деятельность на благо всех.

Спасибо большое.

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Смерть любимого человека,
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Вы — духовная душа, искра Бога

Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации

На основе лекции Духовного учителя

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация