Смирение и преданность истине | Споры | Духовная истина | Садхана-бхакти
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Продолжите ли Вы существовать после смерти тела?

Да
Нет
Надеюсь, что да
Надеюсь, что нет
Не знаю

Результаты

Жемчужины мудрости

Кришна говорит:

О завоеватель богатств [Арджуна], нет истины превыше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

Бхагавад-гита, 7.7

Все цитаты

Споры и духовная истина

Почему нас так беспокоит то, что другой человек не согласен с нами, спорит и отстаивает другую точку зрения? Один из наших читателей задал вопрос о том, как нам управлять своими эмоциями. Речь шла о ситуации, когда возникает спор по поводу каких-то важных мировоззренческих вопросов. Часто такие споры приводят нас в сильное эмоциональное возбуждение по той причине, что мы сами не уверены в собственной правоте. Мы принимаем что-то за истину, и хотим чувствовать, что мы правы, что мы что-то знаем. Но на самом деле наше знание очень мало, очень поверхностно. И когда мы сталкиваемся с противоположной точкой зрения, да ещё подкреплённой какими-то наукообразными аргументами, мы не можем ничего им противопоставить и сами подсознательно начинаем сомневаться в собственной правоте. Нам это не нравится, потому что наше ощущение ложной безопасности, основанное на том, что «я прав», исчезает, и мы начинаем гневаться.

И помочь здесь действительно может интроспекция — критический взгляд внутрь собственного сознания, как сказано в ответе на вопрос читателя. Нам нужно признать: да, я ещё далеко не всезнающ, поэтому у меня просто нет убедительных аргументов по этому вопросу. Мне нужно самому лучше разобраться, обратиться за помощью к тому, у кого больше знаний и духовного опыта. Не нужно пытаться во что бы то ни стало «победить» в споре. Да это и невозможно — именно потому, что у живого существа есть свобода, дарованная ему Богом.

Рассмотрим простой пример: допустим, люди спорят о чём-то, что можно легко проверить. Например, как называется столица Эфиопии. Затем кто-то приносит энциклопедический словарь, они открывают статью «Эфиопия», и выясняется, что один из них был прав, а другой ошибался — это становится очевидным не только им самим, но и всем, кто был свидетелем спора и сам не знал правильный ответ. Вопрос, как говорится, исчерпан, но даже и здесь не всё так просто. Проигравший может почувствовать зависть к «победителю», который сможет это легко заметить, и это отравит ему всю радость от «победы» в споре. Он даже может начать думать: «Пусть бы лучше я был неправ, чем теперь он будет питать такие чувства по отношению ко мне».

А теперь допустим, что спор касается вопроса, в котором не так-то легко установить истину путём непосредственного восприятия. Обычно это вопросы типа «что хорошо, а что плохо» или «кто хороший, а кто плохой». Как раз в таких вопросах наиболее ярко проявляется свобода личности. У нас есть полная свобода выбирать, что мы будем считать хорошим, а что плохим, поэтому в такого рода вопросах абсолютно невозможно заставить другого человека принять нашу точку зрения, если он этого не хочет.

Тогда возникает следующий вопрос: а вообще объективная истина существует или нет? Другими словами, есть ли высший авторитет, который может сказать: «Это хорошо» или «Это плохо», и это будет истиной? Мы утверждаем, что такой авторитет существует — это Бог. Но, опять же, у каждого есть свобода соглашаться с этим или нет.

Есть ли возможность повлиять на человека, в таком случае? Есть. Но это влияние может быть по-настоящему благотворным только в том случае, если мы займём смиренную позицию. Другими словами, если мы будем действовать с позиции любви, а не вожделения. Или, что то же самое, если мы позволим Богу действовать через нас. Если мы будем озабочены собственной «победой» или «возвышением», то не сможем стать проводником влияния Бога, потому что это будет означать, что мы хотим сами занять Его место — место всезнающего, величайшего, совершенного Верховного Существа. Поскольку мы не являемся таковыми, ничего хорошего из этого не получится — результатом будет то, о чём писал автор вопроса: горечь и гнев, внутренний яд разрушения. И лекарством от этого, как объяснялось в нашем ответе, является практика садхана-бхакти: слушание и воспевание имён Бога, слушание святых ачарьев, представителей Бога, и другие процессы преданного служения, в том числе установление личных отношений с Богом с помощью молитвы. Нам нужно научиться обращаться к Богу в глубине своего сердца, и делать это в правильном умонастроении, чтобы это доставляло настоящее удовольствие Господу, привлекало Его к нам.

Если мы будем смиренны и преданны истине, преданны Богу, Он защитит нас от всех проблем, которые на самом деле мы создаём себе сами. Он даст нам внутреннее видение того, что хорошо, а что плохо, что истина, а что не истина. Другими словами, мы будем утверждены в истине. В этом состоянии мы не будем считать других своими врагами и не будем пытаться использовать их для утверждения собственного эго. Мы будем видеть настоящих святых, преданных Бога, и будем преклоняться перед ними и служить им. Мы будем видеть несовершенных людей, старающихся продвинуться в своём знании, как и мы, и будем стараться помочь им, чем можем. И мы будем видеть демоничных людей, сделавших выбор не служить Богу, а пытаться воевать с Ним. Мы будем твёрдо знать, что положение этих людей очень плачевно, несмотря на то, что сейчас они могут даже казаться самим себе счастливыми, упиваться своим могуществом, материальным богатством и властью. Мы будем чувствовать сострадание к ним, но будем избегать общения с ними, зная, что при нынешнем состоянии их сознания это не приведёт ни к чему хорошему. И да, мы будем чувствовать гнев по отношению к ним за то, что они оскорбляют Бога и истину и всячески стараются оказывать негативное влияние на других людей, пропагандируя свои демоничные идеи и образ жизни. Но это будет не тот материальный гнев, который сжигает нас изнутри, а духовный гнев, который на самом деле неотделим от любви и сострадания. Любовь преданного иногда принимает форму гнева, который неотделим от духовной боли, вызванной тем, что чистая духовная душа добровольно отдала себя во власть майи, иллюзии, и теперь ведёт себя так демонично. Как отец, который гневается на сына за то, что тот наркоман или преступник. Это гнев пополам с болью, и несмотря на этот гнев отец по-прежнему продолжает любить своего непутёвого сына.

Таким образом, зная от великих духовных учителей, каким должно быть чистое совершенное сознание, мы можем стремиться к этому идеалу. Это нужно делать со всей решимостью, какая у нас есть, проявляя усердие и постоянство в этом стремлении и всегда помня, что без милости и помощи Верховного Господа мы бессильны что-либо сделать. И нужно запастись огромным терпением, чтобы временные неудачи и падения не уводили нас с избранного пути.

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Кто такой Бог,
Бхакти-йога,
Садхана-бхакти: практика преданного служения,
а также статьи раздела Медитация

Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации

Почему нас так беспокоит то, что другой человек не согласен с нами, спорит и отстаивает другую точку зрения? Каково должно быть отношение к другим в споре? Смирение, интроспекция и практика садхана-бхакти.

© Omkara, 2011

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация