Брахман, Параматма, Бхагаван — три аспекта Абсолютной Истины
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Кто такой Бог?

Верховная Личность
Безличный дух, Вселенский разум, Природа и т.п.
Бога нет
Я Бог
Иное (5)

Результаты

Жемчужины мудрости

Тот, кто видит, что во всех телах индивидуальную душу сопровождает Сверхдуша, и понимает, что ни душа, ни Сверхдуша не погибают, хотя и находятся в обречённом на гибель теле, видит вещи такими, как они есть.

Бхагавад-гита, 13.28

Все цитаты

Три аспекта Абсолютной Истины

Ключевую роль в философии бхакти и практике бхакти-йоги играет представление о Брахмане, Параматме и Бхагаване — трёх основных аспектах или уровнях постижения Абсолютной Истины, — основанное на священных писаниях Веданты.

Один и тот же объект разные чувства воспринимают по-разному, поскольку он обладает разнообразными качествами. Подобно этому, Верховный Господь един, но разные люди, следующие различным предписаниям шастр [священных писаний], воспринимают Его по-разному.

Шримад-Бхагаватам, 3.32.33

Есть история о том, как крестьяне из глухой деревни послали трёх своих односельчан на ближайшую станцию только что построенной железной дороги, чтобы те рассказали им, что такое поезд. Проделав долгий путь пешком, все трое собрались на станции, ожидая прибытия состава. Стемнело — и вот, наконец, вдали послышался звук приближающегося поезда. Один из посланных крестьянами «разведчиков», пристально вглядываясь во тьму, откуда доносился звук, заметил яркое пятно света, которое постепенно увеличивалось. Он тут же бросился назад, в свою деревню, чтобы первым рассказать односельчанам о том, что такое поезд.

Второй разведчик, подождав некоторое время, разглядел приближающийся к станции огромный тёмный силуэт с ярким пятном света наверху, и тоже поспешил в свою деревню. А третий дождался прибытия поезда. Он увидел паровоз, вагоны, а в вагонах людей, которые закусывали, разговаривали, играли в карты и т.п. Он увидел, как люди выходят из поезда и заходят в него.

Вернувшись в деревню, все трое начали рассказывать, что они видели. Первый сказал: «Поезд — это большой свет». Второй описал поезд немного по-другому: «Это большой тёмный силуэт с пятном света наверху». И только третий смог рассказать о поезде во всех подробностях — не только о свете из прожектора и о паровозе, но и о вагонах и людях, сидевших в них.

Очевидно, что каждый из рассказчиков говорил правду, но второй узнал о поезде больше, чем первый, а третий, видевший поезд ближе всех, смог рассказать о нём такие подробности, которых не увидели первый и второй.

В Пятнадцатой мантре Шри Ишопанишад преданный Бога молится:

О мой Господь, поддерживающий всё живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Пожалуйста, удали этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.

В этой мантре ясно говорится о том, что Господь — личность и что сияние Брахмана исходит от Него. Кроме того, это подтверждает Сам Верховный Господь в Бхагавад-гите:

Я — основа безличного Брахмана, в котором вечно пребывает высшее блаженство, и который бессмертен, неуничтожим и вечен.

Бхагавад-гита, 14.27

В то время как некоторые йоги стремятся слиться с сиянием Господа «как капля росы сливается с сияющим морем», наиболее продвинутый йогбхакти-йог — смиренно просит Господа удалить это ослепительное сияние и явить Себя. Такого достигшего полного осознания бхакти-йога совсем не интересует некоторое поверхностное представление о «белом свете» Господа или даже погружение в этот свет. Такой преданный просто желает увидеть прекрасную трансцендентную форму Господа и с любовью служить Ему.

Абсолютная Истина — сат-чит-ананда: вечна (сат), исполнена знания (чит) и блаженства (ананда). У Абсолютной Истины есть три аспекта: Брахман, Параматма и Бхагаван. Наименее продвинутые трансценденталисты осознают тот аспект Абсолютной Истины, который известен как Брахман. Достигнув осознания Брахмана, трансценденталист осознаёт аспект сат Господа. Более продвинутые трансценденталисты осознают аспект Господа, известный как Параматма. Параматма — это экспансия (вьюха) Верховной Личности, Она находится в сердцах всех живых существ. Осознав Параматму, трансценденталист осознаёт аспекты Господа сат и чит. Наиболее продвинутый трансценденталист знает Бхагавана, Верховную Личность Бога. Осознав Бхагавана, трансценденталист осознаёт аспекты Абсолютной Истины сат, чит и ананда. Поскольку такие аспекты Господа, как Брахман и Параматма, берут своё начало в Бхагаване — так как Бхагаван есть причина всех причин — то всякий, кто знает Его, неизбежно также знает и аспекты Абсолютной Истины, известные как Параматма и Брахман. Он полностью знает Абсолютную Истину. С другой стороны, осознание как Брахмана, так и Параматмы, — это лишь частичное осознание Абсолютной Истины. Четырнадцатая мантра Шри Ишопанишад служит дополнительным свидетельством истинности этого факта:

Человеку следует в совершенстве знать Личность Бога и Его трансцендентное имя, а также временное материальное творение с его временными полубогами, людьми и животными. Тот, кто познал это, побеждает смерть и поднимается над эфемерным космическим проявлением, чтобы в вечном царстве Бога наслаждаться вечной жизнью, исполненной блаженства и знания.

Те, кто знает только аспект Господа, известный как сияние Брахмана (брахмаджьоти), считают Бога безличной силой, подобной океану, в который нужно погрузиться. Те, кто видит также и аспект Господа, известный как Параматма, понимают, что Бог — личность, но их представление о Нём связано лишь с этим материальным миром и живыми существами в этом мире. Они считают Господа управляющим, творцом, хранителем и разрушителем вселенной, свидетелем наших мыслей, чувств и поступков, верховным учётчиком наших кармических «долгов», а также любящим другом, дающим нам наставления изнутри.

Но те, кто знает Бхагавана, знают не только то, что сияние Брахмана исходит от личностной формы Верховного Господа, но также и то, что аспект Господа, известный как Параматма, — это лишь одна из Его побочных черт. Верховная Личность подтверждает это в Бхагавад-гите:

<…> Одной лишь Своей крошечной частицей [Параматмой] Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную.

Бхагавад-гита, 10.42

А. Ч. Бхактиведанта Свами так комментирует этот стих:

Таким образом, одной лишь Своей полной экспансией, всепроникающей Параматмой, Господь поддерживает всё материальное космическое творение.

Таким образом, Параматма — не главный аспект Верховного Господа, и управление материальным творением — также не основная Его деятельность. Его основная черта — это Бхагаван, а Его основное занятие — наслаждаться любовными развлечениями со Своими любящими друзьями и преданными.

Бхагаван, Верховная Личность Бога, Сам непосредственно не управляет материальным миром. Им управляют Его полная экспансия, Параматма, и полубоги, которые трудятся под руководством Параматмы. Другими словами, материальный мир работает автоматически по замыслу Бхагавана. А всё это время Верховная Личность, Бхагаван, наслаждается бесконечным разнообразием любовных развлечений со Своими преданными в духовном мире. Эти любовные отношения с Верховной Личностью Бога можно разделить на такие типы, как шанта-раса (нейтральные), дасья-раса (служение), сакхья-раса (дружба), ватсалья-раса (родительская любовь) и мадхурья-раса (супружеская любовь). В Своём царстве Бхагаван отвечает каждой личности (душе) точно в соответствии с тем типом любовных отношений, которые она хочет с Ним иметь. И общается со всеми душами одновременно. Его возможности не ограничиваются отношениями с одной личностью в отдельно взятый момент.

Иногда Верховный Господь Сам нисходит в материальный мир, чтобы дать заключённым в тело душам возможность мельком увидеть, насколько прекрасны и удивительны Его развлечения в Его царстве. Ему нет надобности приходить сюда, чтобы получить удовольствие от этих развлечений, потому что Он вечно занят ими в Своей собственной обители. Некоторые майявади (имперсоналисты) совершают ошибку, считая, что Абсолютная Истина, Бог, в конечном счёте, безличен, но чтобы иметь возможность насладиться разнообразием и любовью, Ему нужно низойти в материальный мир. Или, как они говорят, Он становится миром и живыми существами, чтобы попытаться насладиться любовными отношениями в мире материи. Они приходят к этому ошибочному заключению, не зная, что у Верховной Личности есть Своя собственная духовная обитель, которая полна индивидуальности, любви и разнообразия. Поскольку у Него есть Его собственное царство, где Он вечно наслаждается любовными развлечениями со Своими преданными, Ему, очевидно, нет никакой надобности создавать мир материальной энергии или нисходить в него, чтобы насладиться такими развлечениями.

Когда Бхагаван, Верховная Личность Бога, появился во Вриндаване (Индия) пять тысяч лет назад, Он сделал это именно с целью лично явить Свою всепривлекательность. Так как Верховная Личность всепривлекателен, Его зовут Кришной. «Кришна» означает «всепривлекательный»:

Слог «криш» указывает на притягательную природу Господа, а слог «на» означает духовное наслаждение. Если к глагольному корню «криш» добавить суффикс «на», получится слово «Кришна», которое указывает на Абсолютную Истину.

Махабхарата, Удйога-парва, 71.4

С верой слушать об удивительных любовных развлечениях Бхагавана, Шри Кришны, во Вриндаване, значит непосредственно видеть царство Бога и ощущать его вкус. Для живого существа нет большего удовольствия.

Пятнадцатая мантра Шри Ишопанишад подтверждает, что привлекательность сияния Брахмана меркнет в сравнении с привлекательностью лика Верховной Личности Бога. В Шри Ишопанишад очень ясно говорится о том, что наиболее продвинутого йога интересует Сама Верховная Личность, а не сияние Господа. Тем, кто считает, что увидеть безличный Брахман или погрузиться в него — это цель жизни и их йогической практики, следует серьёзно поразмыслить над этой мантрой.

Эта мантра не только говорит нам о необходимости выйти за пределы сияния Брахмана, она указывает, как это сделать. Никто не может удалить сияние Брахмана от своих глаз; никто не в состоянии выйти за пределы сияния Господа с помощью своих собственных йогических или мистических сил. Так как же выйти за пределы Брахмана? Только по милости Верховной Личности. Поэтому преданный смиренно просит Господа: «О мой Господь… пожалуйста, удали этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному».

Так искренне может молиться только тот, кто твёрдо верит в Верховную Личность Бога и любит Его. Тот, кто отрицает существование Верховной Личности Бога или думает, что безличный Брахман — изначальная причина, очевидно, не может предаться Господу. Он не может искренне молиться Богу. Такие завистливые люди, какими бы «учёными» или искушёнными в йогической практике они ни были, никогда не смогут увидеть Верховную Личность. Никто не может силой проложить себе путь к Верховной Личности. Именно Верховная Личность даёт возможность увидеть Себя. Он являет Себя тому, кому пожелает. Никто другой не может увидеть Его. И на чём основано решение Господа? На преданности каждой отдельной души. Господь являет Себя Своему чистому преданному. Господь не являет Себя завистливым. Атеисты возражают: «Если Бог существует, как это так, что я не могу видеть Его?» Причина в том, что атеиста обуревает зависть к Богу. Бог существует, но атеист не в состоянии увидеть Его. Чтобы увидеть Бога, ему нужно очиститься от своей зависти; его сердце должно омыться слезами любви к Верховной Личности. Тогда он сможет увидеть Господа лицом к лицу.

Если Вы начали своё путешествие по нашему сайту с этой страницы, приглашаем почитать вводную статью по данной теме: Истинный смысл йоги, а также другие статьи раздела.

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация