В поисках гуру
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Продолжите ли Вы существовать после смерти тела?

Да
Нет
Надеюсь, что да
Надеюсь, что нет
Не знаю

Результаты

Жемчужины мудрости

Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого.

Бхагавад-гита, 2.16

Все цитаты

В поисках гуру

Часть 1. Необходимость гуру

Не нужно думать, будто поиск гуру осуществляется методом проб и ошибок. Он совершенно безопасен, если искатель руководствуется чёткими указаниями, данными в авторитетных священных писаниях и трудах, оставленных нам святыми людьми. Если человек искренен, Сам Всевышний в виде священных писаний и Господа в сердце направляет его в его поисках. Таким образом человек получает возможность продвигаться в своём духовном развитии и приближаться к цели — самоосознанию.

Руководство священных писаний

В священных писаниях мы находим бесчисленные примеры того, как великие личности принимали гуру. Из Библии мы узнаём, что Иисус Христос принял посвящение от Иоанна Крестителя и что ученики Иисуса относились к Иисусу как к своему гуру. В Ведах также можно найти много примеров того, как удивительные личности, такие как Нарада Муни, царь Парикшит и другие, принимали руководство истинного гуру.

В священных писаниях не только приводятся эти примеры, достойные подражания, но и даётся прямое указание о необходимости искать гуру. Первое наставление Верховного Господа Арджуне в Бхагавад-гите состоит в том, что необходимо искать настоящего гуру, который утвердился в Абсолютной Истине. Слушая такого гуру и служа ему человек сам сможет утвердиться в Абсолютной Истине.

Постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшая себя душа может передать тебе знание, потому что она видит истину.

Бхагавад-гита, 4.34

Верховный Господь даёт нам наставление: если мы хотим быть счастливыми, нам нужно искать гуру. Бог утверждает, что это возможно — найти гуру, не подверженного влиянию вожделения, гуру, у которого нет желания эксплуатировать меня, гуру, чьё единственное желание — с любовью служить Богу, гуру, который утвердился в безусловной любви к Всевышнему. Не только возможно, но и необходимо найти такого гуру, который подобен драгоценному камню среди мусора, с которым можно сравнить тех, чья цель — эксплуатировать других.

Это печально, когда у людей нет веры в священное писание, слово Бога. Им не к чему обратиться. Если они отвергают авторитет священных писаний, откуда они могут получить руководство? Они не могут даже обратиться к гуру, потому что в конечном счёте знание о качествах гуру содержится в священных писаниях.

В нашем современном обществе многие люди отвергли священные писания или признают их авторитет только на словах. На самом деле они не считают священные писания словом Бога и не относятся к ним серьёзно. У них нет веры. Поэтому они пребывают в замешательстве и не удовлетворены.

Человек, исполненный веры, обуздавший свои чувства и пытливо ищущий духовное знание, достоин получить его, и, когда он обретает его, к нему тотчас приходит высший покой.

Но невежественные и неверующие люди, которые сомневаются в словах богооткровенных писаний, не способны обрести сознание Бога. Они опускаются всё ниже и ниже. Сомневающаяся душа не знает счастья ни в этом мире, ни в мире ином.

Бхагавад-гита, 4.39, 40

В духовной жизни вера необходима. Вера — это видение, она не слепа. Духовное видение человека, имеющего веру в священное писание, Бога и гуру, становится глубже. Его вера в то, что слово Бога неотлично от Бога и гуру неотличен от Бога, приближает его к Абсолютной Истине, и он видит всё в истинном свете.

Не ошибитесь

Принятие гуру имеет решающее значение для продвижения в духовной жизни. Человек начинает осознавать необходимость принятия гуру в переломный момент своей жизни, когда он понимает, что материальный мир — место страдания и что его дальнейшее духовное продвижение без должного руководства невозможно. Когда человек подходит к этому моменту своей жизни, если он искренен в своём намерении вручить свою жизнь Верховной Личности, Бог устраивает так, что он встречает Его представителя. Говорится, что «когда ученик готов, появляется учитель», но у человека должно быть ви́дение, чтобы он мог распознать настоящего учителя. Верховная Личность находится в сердцах всех живых существ и знает их желания, поэтому, если человек искренен, Бог даст ему видение, с помощью которого он сможет увидеть Его преданного. Если же человек не искренен, то, лишённый такого видения, он будет введён в заблуждение.

Принять гуру означает вручить этому человеку свою жизнь. Поэтому нужно быть осторожным, чтобы не совершить ошибку в принятии гуру, когда в своём решении мы руководствуемся не тем, чем нужно. Например, большинство людей определяют, является кто-то настоящим гуру или нет, на основе некоего «чувства». Это поверхностное чувство может родить у человека в уме следующие мысли (приведены в диалоге с воображаемым собеседником. — Ред.):

— О, я чувствую, что мне нужно предаться этому гуру.
— Почему?
— Я не знаю, просто чувствую. Он говорит так сильно и авторитетно, и я чувствую, что мне нужно предаться ему.
— А чему он учит?
— Я не знаю, но со всем согласен.
— Что ты знаешь о его жизни?
— Всё, что он делает, прекрасно. Его образ жизни не имеет значения. Рядом с ним я чувствую себя так хорошо.

Руководствуясь поверхностным чувством и слепой верой человек легко может стать жертвой обмана. Если человек слепо принимает кого-то своим гуру, это означает, что он не прилагает никаких усилий к тому, чтобы проверить, чему этот гуру учит и обладает ли он необходимыми качествами. Либо он не серьёзен в том, чтобы узнать Абсолютную Истину, либо ложный сентимент не позволяет ему проверить подготовку этого человека, потому что он боится найти какие-то недостатки.

Подобно тому как слепец из-за своей слепоты выбирает поводырём другого слепца, люди, не знающие истинной цели жизни, принимают своим гуру какого-нибудь глупого невежду. <…>

Шримад-Бхагаватам, 8.24.50

Разумный ученик не хочет оказаться обманутым. Он желает убедиться, что его ведут верным путём, на котором он сможет достичь высшего совершенства.

Слепое следование достойно осуждения, так же как и принятие кого-то в качестве гуру потому, что «многие люди принимают его своим гуру». Если нам достаточно того, что наш гуру известный человек и у него много последователей, и того, что он «производит впечатление», то это большая ошибка. Глупый человек думает: «У этого гуру столько последователей, наверное, он настоящий. Я могу без опасения последовать за ним, ведь так много людей не могут ошибаться».

Это безумие — принимать что-то только потому, что другие люди это принимают. Как коровы, которые идут за другими коровами на бойню, не зная, что их всех убьют. Примерно так же некоторые люди следуют за учителем просто потому, что все за ним следуют. Так они все вместе идут в ад. Утверждения других, что с кем-то всё в порядке, ещё не означают, что так оно и есть. Посмотрите, сколько людей следовали за Гитлером. Так много людей верили в него, но он был сумасбродом. Это просто показывает, насколько глупыми могут быть люди. Может быть так, что за кем-то идут толпы последователей, а он ведёт их всех в неверном направлении. Люди могут следовать за тем, кто заблуждается.

Погрязшие в невежестве правители и все, кто по их призыву слепо ступает на этот опасный путь [описанный в предыдущем стихе], словно садятся на каменный корабль. Такой корабль не может держаться на плаву — он потонет вместе со всеми пассажирами. Подобно этому, те, кто уводит людей с истинного пути, идут в ад и туда же отправляются их последователи.

Шримад-Бхагаватам, 6.7.14

Печальна судьба тех, кто должным образом не проверяет, является ли человек настоящим гуру, — они потерпят крах. Если мы не хотим, чтобы нас вводили в заблуждение, в поисках настоящего учителя мы должны следовать авторитетному руководству.

Как узнать, кто настоящий гуру

Как мы можем определить, кто настоящий гуру? Мы можем узнать, кто представитель Бога, от Самого Бога. Верховный Авторитет говорит нам, как распознать истинного гуру. Верховный Господь доступен нам в виде священного писания и Параматмы (Господа в нашем сердце). В этих двух проявлениях Верховная Личность направляет нас в наших поисках.

В священных писаниях достаточно подробно говорится о качествах истинного гуру, поэтому мы можем проверить, соответствуют ли качества человека, его деятельность, то, чему он учит, тому, что говорят священные писания, и так определить, гуру он или нет. Проявляет ли он качества гуру, приведённые в священных писаниях? Согласуются ли со священными писаниями его поступки и учение? Настоящий гуру — живой представитель Верховного Существа, и он, конечно же, проявляет все качества, перечисленные в священных писаниях. Он — совершенный пример преданного, как в словах, так и в поступках. Его жизнь находится в полном соответствии с учением священных писаний.

Когда вы проверяете, является ли кто-то гуру, с помощью священных писаний, важно понимать, что настоящий гуру не обязательно использует те же слова или называет Бога тем же именем, что и конкретное священное писание. Когда мы говорим о жизни гуру, мы имеем в виду не язык, обычаи, время или место, всё это может меняться, а суть передаваемого им учения, которая должна быть той же, что и в священных писаниях. Гуру — это тот, кто передаёт послание Верховной Личности чисто, не изменяя его. Он не создаёт свою собственную философию, а также не меняет суть учения Бога. Он может изменять метод, с помощью которого он учит, соответственно времени, месту и обстоятельствам или культурным особенностям, но он не меняет сути послания. Например, все великие духовные учители распространяют главное послание священных писаний — что мы должны любить Верховное Существо. В то же время на протяжении истории представители Бога называли Верховную Личность разными именами и величали разными титулами. Они обращались к Нему по-разному, но все они поклонялись Ему с любовью и преданностью. Суть послания оставалась неизменной.

Если человек говорит или делает то, что противоречит словам Бога или преданных Бога в священных писаниях, мы должны отвергнуть такого человека. Если человек меняет учение Бога даже совсем чуть-чуть (добавляет что-то, каким бы малым оно ни было), он создаёт новое учение. Если вы, например, измените одну цифру в математическом уравнении, конечный ответ будет уже другим. Подобным образом, человек может изменить 1% учения и сохранить 99%, но оно станет полностью неверным. Поэтому мы не можем принять такое учение и такого человека.

Верховная Личность находится в нашем сердце и может сказать нам, от Него этот человек или учение или нет. Господь распространяет Себя в качестве Параматмы в сердце каждого живого существа. Каждый может иметь непосредственную связь с Параматмой. Нет никаких препятствий к тому, чтобы любой мог услышать Господа в сердце. Не следует думать, что только гуру может услышать Господа в сердце или только другой человек может услышать Господа в сердце. Будучи Господом, Он в полной мере обладает способностью разрешить любое сомнение, возникшее в вашем сердце. Например, вы можете спросить: «Действительно ли этот человек — Твой представитель? Могу ли я ему полностью доверять?» И Бог даст вам ответ из вашего сердца. Без этого подтверждения от Бога человек не должен принимать никого в качестве гуру.

Таким образом, когда речь идёт о поисках гуру, мы в действительности не одиноки. Это не наша задача — защищать себя от мошенников. У нас есть защита от шарлатанов, потому что Бог защищает нас из глубины нашего сердца и с помощью священных писаний. Если мы слушаем и сверяем то, что человек говорит, со священным писанием и Господом в сердце, то мы не совершим ошибки. Если обнаруживается противоречие, то мы отвергаем то, что нам говорят. Если нет, то всё в порядке.

Людям всего лишь нужно знать, что Бог всегда готов дать им наставление, им просто нужно иметь достаточно здравого смысла, чтобы принять его. Тот, кто ищет гуру, получает не только огромное благо, но также и защиту.

Поиск представителя Бога

Большинство людей обычно судят по внешним признакам. Они смотрят на человека и говорят: «Он мне не нравится, потому что он не похож на гуру. Он молодой и говорит как-то не так». Такие люди просто поглощены тем, что они видят на поверхности, — телесные черты, возраст, национальность, одежда, манера говорить и т. д. Человек, который судит по этим признакам, ошибочно отождествляет личность с материальным телом. Люди смотрят на «верхнюю одежду» личности — материальное тело — и думают, что это и значит видеть личность. В действительности живое существо — это душа, живущая в материальном теле, духовную душу невозможно увидеть материальным зрением. А также с помощью глаз невозможно определить, насколько духовно продвинуто или велико то или иное живое существо.

Люди должны выйти за рамки внешних обозначений. Если то, как человек говорит или то, как он выглядит, совершенно не соответствует моим представлениям или ожиданиям, но при этом он говорит истину, его следует считать проводником истины. Если мы хотим по-настоящему увидеть представителя Бога, мы должны научиться видеть глубже, чем это позволяет сделать только поверхностное зрение.

Есть такой афоризм: «Святого можно увидеть с помощью ушей, а не глаз». Человека можно по-настоящему узнать по тому, что он говорит — истину или вздор. Если человек передаёт истину, идущую от Бога, то он представитель Бога. Но если он изобретает что-то своё, то он не представитель Бога.

Есть много лжеучителей, выглядящих очень «свято». Но как только они открывают рот, сразу становится понятно, что они ничего не знают, что они полные глупцы. Поэтому многие из них практикуют мауну, или молчание. Так очень легко произвести на людей впечатление, что они очень много знают.

Например, если я ничего не знаю, но молчу, то никто не узнает, знаю я или нет. Но если я глупец, то как только я начну говорить, люди сразу поймут: «О, он ничего не знает». Поэтому мой метод заключается в том, что если я не в состоянии ответить на ваш вопрос, то я произведу на вас впечатление тем, что я «такой неземной, что даже ничего не говорю». Так я смогу избежать разоблачения, и вы не узнаете, что я не знаю ответов на ваши вопросы.

Ещё одна хитрость заключается в следующем: если я не знаю ответа на ваш вопрос, я говорю загадками. Вы задаёте мне простой вопрос, а я говорю загадками, и вы начинаете думать: «Я такой глупый, а этот человек такой неземной, я не могу его понять, он непостижим». Лжеучитель прибегает к такой уловке, чтобы его последователи продолжали поклоняться ему.

Если человек очень искренен и серьёзно относится к поискам гуру, Бог устраивает так, что он становится способным воспринять из глубины своего сердца и понять из наставлений, которые Бог даёт в священных писаниях, кто является настоящим проводником Абсолютной Истины. Искренний человек распознаёт представителя Бога в процессе слушания и проверки услышанного по авторитетным источникам информации — священному писанию и голосу Господа в сердце. По милости Бога человек узнаёт гуру.

Перед гуру не стоит задача убедить вас в том, что он представитель Бога, с помощью каких-то действий или внешнего вида. Он не пытается соответствовать вашему предвзятому мнению о том, каким должен быть гуру. Если бы гуру пытался соответствовать вашим представлениям, которые полностью отличаются от представлений какого-нибудь другого человека, то он бы не был слугой Бога. Он был бы вашим слугой — служил бы вашим представлениям, которые сформировались в результате вашей обусловленности в этом материальном мире. Ему нет надобности одеваться или выглядеть так, чтобы вам это казалось «святым» или «духовным».

Перед гуру вообще не стоит задача убедить кого-то в том, что он представитель Бога. У гуру есть вера, что Бог даёт каждому человеку то, что тот хочет, — ровно столько отношений с Ним, сколько он хочет, и такие, какие он хочет. Гуру понимает, что Бог даже даёт атеисту отсутствие ви́дения, чтобы этот человек не видел Его. У гуру есть полная вера в то, что если человек хочет знать Бога и служить Богу, то он увидит, кто представитель Бога.

Бог находится в сердце каждого из нас. Он даёт нам то, чего мы хотим и о чём молимся. Если люди хотят служить Богу, Бог покажет им, кто Его представитель и как они могут вручить свою жизнь Богу. Но если кто-то просто вроде, как бы хочет знать Его или хочет иметь с Ним отношения на расстоянии, то Он даёт человеку возможность исполнить и это желание. Если же кто-то вообще не хочет служить Богу, то Он даст ему отсутствие видения и в результате человек не распознает представителя Бога и не поймёт, что он передаёт истину.

Как молится о ви́дении, необходимом для того, чтобы распознать представителя Бога, искренний человек? Есть опасность в том, чтобы говорить: «Я не вижу, что вы представитель Бога, но хочу это увидеть». Это неправильно. А что если человек не представитель Бога, а вы хотите увидеть, что он является таковым? Бог даст вам то, что вы хотите. Он позволит вам увидеть, что этот человек — Его представитель, даже если он не является таковым. Поэтому нам нужно быть осторожными в том, как мы просим о ви́дении. Не просить Бога: «Пожалуйста, дай мне видение, что этот человек — Твой представитель». Необходимо искренне молиться: «Дорогой Господь, пожалуйста, покажи мне, действительно ли этот человек — Твой представитель». Это другая просьба, и Бог ответит на неё.

Сила и влияние гуру

Если у человека есть сомнения в том, что данный конкретный учитель — представитель Бога, но при этом кажется, что он учит тому же, что говорится в священных писаниях, без изменений, первое, что нужно сделать, это сверить то, чему этот человек учит, с Господом в сердце: верно его учение или нет?

Второе: мы должны рассмотреть, как этот человек влияет на тех, кто его слушает. Шрила Бхактивинода Тхакур, великий духовный учитель, говорит, что гуру проповедует или учит не как официальный учитель какой-то организации. И он способен оказывать влияние на слушателей.

Если два человека говорят одно и то же, но один — попугай, а другой — настоящий гуру, как вы можете определить, что один из них не знает того, о чём говорит? Попугай или магнитофон может передать послание Верховной Личности, не изменяя его, но он не гуру. Гуру — это тот, кто знает послание. Он не просто повторяет его — он знает его, потому что осознал его. Верховный Господь говорит:

Постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшая себя душа может передать тебе знание, потому что она видит истину.

Бхагавад-гита, 4.34

Гуру представляет истину, основываясь на её осознании. Поэтому у тех, кто его слушает, возникает ощущение, что в его словах содержится истина. Слушатели будут видеть, что у гуру есть понимание, которое он хочет передать людям. Поскольку гуру осознал то, что он проповедует, он оказывает невидимое влияние на слушателей. Он в состоянии вызвать внутреннюю перемену в человеке, изменить его сознание. Этот важный фактор называется влиянием, или авторитетом.

В Библии рассказывается, как люди, услышав проповедь Иисуса, испытывали великое изумление. Почему? Потому что Иисус учил не как книжники. Люди привыкли слушать профессиональных проповедников в синагогах и храмах. Но Иисус говорил как тот, кто обладает незримой властью.

А тот, кто в действительности не знает послания Верховной Личности, не будет говорить как облечённый властью. Он может попытаться повторить то, что услышал, но не сможет повлиять на других, поскольку не уполномочен Богом и не связан с Богом. Другими словами, он, возможно, слышал, что «нужно предаться Верховному Господу», но сам не сделал этого. Он сам не прошёл тот путь, который необходимо пройти, чтобы действительно знать послание Бога. Поэтому он не может говорить как власть имеющий, потому что он не знает. Он слышал послание, но не применил. Он находится снаружи и заглядывает внутрь, так и не вкусив нектара послания Бога. Вы можете определить, что он не почувствовал его вкуса.

Шарлатан вынужден пытаться заставить людей думать, что у него есть власть, но он способен привлечь только поверхностных людей, подобных ему самому. И он не сможет склонить их к тому, чтобы они любили Бога, потому что он сам не любит Бога.

Каждый должен полюбить Верховную Личность. Никто не может полюбить Бога, если на него не окажет влияние тот, кто любит Бога. Только тот, кто любит Бога, может повлиять на вас, чтобы вы стали преданным Бога. Профессиональные проповедники могут повлиять на вас, чтобы вы захотели стать профессиональным проповедником. Но только тот, кто любит Бога, может повлиять на ваше сердце, чтобы вы захотели полюбить Бога.

Человек, не знающий Абсолютную Истину, не является посредником для Абсолютной Истины. Он постоянно должен думать, о чём ему говорить, потому что он боится сказать что-то не то. Он постоянно «взвешивает» свои слова. Он не может говорить спонтанно, потому что его слова иссякают, а между идеями нет смысловой связи. Он боится, потому что не связан с Богом и Бог не говорит через него.

Настоящий гуру не беспокоится о том, что ему сказать. Он просто сидит, а Бог говорит через него. Поскольку Бог никогда не ошибается, гуру всегда прав. Он вручает себя Богу и говорит: «Я не знаю, что сказать. Просто говори, что Ты хочешь, и всё». Гуру не боится сказать что-то противоречивое, потому что знает, что Бог не противоречит Сам Себе. Иногда кто-то может усмотреть противоречие в словах Бога, но оно лишь кажущееся. Например, в Ветхом Завете Бог говорит: «Око за око, зуб за зуб», но в Новом Завете Он даёт наставление более высокого уровня: «Возлюби ближнего своего…» или «врага своего» «…как самого себя». Кажется, что одно противоречит другому, но на самом деле это не так. Если кажется, что где-то есть противоречие, гуру не боится этого, потому что не он отвечает за это, а Бог.

Когда человек слышит, как настоящий гуру говорит об именах, делах и величии Бога, с ним происходит перемена. Используя свои уста для того, чтобы говорить, гуру устанавливает связь со слушателем, который старается услышать послание. Через уши сказанное входит в ум, а из него идёт далее к сердцу. В результате человек чувствует вкус Самого Бога и мельком видит Господа. Он видит проблеск духовного мира.

Это ещё одна проверка гуру. Вы должны получить подтверждение от Бога в сердце и из священного писания. Более того, какие бы качества вы ни увидели, вы также должны почувствовать из глубины своего сердца, что гуру повлиял на вас таким образом, что у вас появилось желание полюбить Бога. В этом заключается сила и влияние гуру.

Часть 1. Необходимость гуру

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Вы — духовная душа, искра Бога,
Изображение Верховного Господа

Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации

Текст брошюры на основе лекций Духовного учителя

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация