Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Тот, кто не установил связь со Всевышним, не способен одухотворить свой разум и успокоить ум. Когда ум беспокоен, человек не знает умиротворения, а без умиротворения разве может он быть счастлив?

Бхагавад-гита, 2.66

Все цитаты
22 Мая 19  –  Xaram

Кто-то убил животное и заработал карму, вроде понятно. А тихо пьющий человек, если никого не обижает, создаёт карму?

4 Ноября 19  –  Omkara

Да, тихо пьющий человек создаёт карму. Во-первых, он создаёт «неспецифическую» карму, то есть карму, являющуюся результатом любого действия и связанную просто с функциями организма, сопровождающими это действие, такими как дыхание, например. При дыхании погибает множество микроорганизмов, попадающих в наше тело с воздухом. Их уничтожает наша иммунная система.

Всегда не лишне напомнить, что карму создают только материальные, эгоистические действия, т. е. действия, цель которых — получение некоего результата для себя лично, личное удовлетворение или наслаждение. Поэтому, когда мы говорим о «любом» действии, мы имеем в виду любое материальное, не трансцендентное действие. Трансцендентные действия совершаются для удовлетворения Господа и относятся к сфере карма-йоги.

Давайте теперь рассмотрим карму, связанную с распитием спиртных напитков как таковым, т. е. «специфическую» карму, связанную с этим действием. Широко известная формулировка закона кармы «Что посеешь, то и пожнёшь» — кажется очень простой и понятной. Её можно изложить следующим образом: любое страдание, которое мы причиняем другому живому существу, мы должны в будущем испытать сами (плохая карма), и то же самое касается наслаждения (хорошая карма). Но простота и понятность здесь обманчива. Кажется, чего проще: убил — будешь убит. Украл — украдут у тебя. Да, это так. А что насчёт болезней? Например, кто-то страдает от хронического бронхита или язвы желудка. Какие страдания, причинённые другим живым существам, могли привести к таким кармическим последствиям? Очевидного ответа у нас нет.

Некоторые ведические философы утверждают, что каждая болезнь имеет свой психологический эквивалент поведения. Своим поведением, отношением человек причиняет другим определённые моральные страдания, и по закону кармы это приводит к тому, что он будет страдать от соответствующих заболеваний. Тем не менее эквивалентность причиняемых моральных страданий получаемым в ответ в результате болезни для нас не очевидна. Мы не можем просто навскидку определить: ты сейчас страдаешь от этой болезни, потому что в прошлой жизни поступал так-то и так-то. Для этого необходимы специальные знания, которых у обычных людей нет.

Таким образом, закон кармы это довольно хитрая штука. И Кришна прямо говорит об этом в «Бхагавад-гите» (4.17):

Хитросплетения деятельности очень трудны для понимания. Поэтому надо хорошо знать, что такое действие, что такое запретное действие и что такое бездействие.

«Хитросплетения кармы трудны для понимания». Но нам и нет надобности их понимать. Пусть ими занимаются соответствующие «чиновники небесной канцелярии» — полубоги, или девы. Это их работа. А нам для продвижения по духовному пути необходимо знать, что такое действие, что такое запретное действие и что такое бездействие. Другими словами, какое действие ведёт к хорошим с материальной точки зрения результатам, какое к плохим, а какое действие трансцендентно и не имеет материальных последствий вообще, а значит, равносильно отсутствию действия.

С этой точки зрения употребление алкоголя, без сомнения, ведёт к плохим последствиям. Это запретное действие. Кто-то может сказать: «Ну я же никому не причиняю страданий, просто пью себе и всё». Ну это как сказать. Пьющий человек, без сомнения, причиняет страдания клеткам своего тела. Тысячи и миллионы их погибают от алкоголя, не говоря уж о других микроорганизмах, которые алкоголь встречает на своём пути в нашем теле.

Конечно, кто-то может возразить, что это не бог весть какие живые существа. Тем не менее их страдание тоже считается. А что, если употребление алкоголя причиняет страдание также полубогам, которые управляют нашим телом? Мы не знаем, но что если это так?

Но даже если тихое употребление алкоголя само по себе не создаёт большой плохой кармы, оно несомненно создаёт предпосылки для совершения греховных действий в будущем, поскольку погружает человека в гуну невежества. Поэтому оно относится к категории запретных действий.

В «Шримад-Бхагаватам» (5.26.29) говорится:

Брахмана или жену брахмана, которые питают пристрастие к хмельному, посланцы Ямараджи бросают в ад Аяхпана. Туда же попадают те, кто предаётся этому пороку во время исполнения священного обета, а также кшатрии и вайшьи, которые под влиянием иллюзии пьют сома-расу. В Аяхпане слуги Ямараджи, встав грешникам на грудь, вливают им в горло расплавленное железо.

В комментарии к этому стиху А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет:

Человек не имеет права называть себя брахманом и при этом совершать всевозможные грехи, особенно пить спиртное. Брахманы, кшатрии и вайшьи должны вести себя так, как подобает их сословию. Если же они скатываются до уровня шудр, для которых выпивка считается в порядке вещей, их ждёт наказание, описанное в этом стихе.

Из этого стиха и комментария к нему следует, что употребление спиртного — это грех. Причём, если для шудр, т. е. людей низшего сословия ведического общества, выпивка считается в порядке вещей и не наказывается слишком сурово, представителей высших сословий за употребление спиртного ждёт очень суровое наказание в особом аду. Почему? Вероятно, потому, что употребление спиртного людьми высших сословий гораздо более разрушительно для ведического общества, чем пьянство простолюдинов (шудр). Это к вопросу о «хитросплетениях деятельности». Пьянствующие брахманы, кшатрии и вайшьи показывают очень плохой пример и не могут должным образом выполнять свои обязанности, и всё это ведёт к страданиям многих людей. Отсюда и суровость наказания.

Кто-то может сказать: «Ну, в Кали-югу мы все находимся на уровне шудр, поэтому выпивка для нас в порядке вещей». Тем не менее употребление спиртного и для шудр является грехом и наказание за него всё равно будет, пусть не такое суровое, как описано выше. А также люди, берущие на себя профессиональные обязанности брахманов (учителей общества), кшатриев (управленцев и воинов) и вайшьев (тех, кто удовлетворяет материальные потребности общества), есть и в Кали-югу, а это значит, что пьянство таких людей будет оказывать на наше нынешнее общество не менее разрушительное воздействие, чем на ведическое. А это значит, что наказание, по всей видимости, будет достаточно суровым.

Употребление алкоголя ведёт к деградации личности, к пробуждению в человеке самых отвратительных склонностей и к совершению самых ужасных поступков. Это иллюзия — считать, что человек может просто «тихо пить» и никого не обижать. Законы природы действуют несколько по-иному. Поэтому употребление спиртного — без сомнения, очень и очень плохая карма.

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта