Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Кришна говорит:

Совершенный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ — пребывающими во Мне. Воистину, осознавшая себя душа видит Меня, единого Верховного Господа, повсюду.

Бхагавад-гита, 6.29

Все цитаты
26 Ноября 17  –  Anife-2000

Здравствуйте! Меня очень волнует один вопрос, пока нигде не удавалось найти на него ответа. Насколько я понимаю, люди, с которыми мы общаемся, — прямое наше отражение, качеств нашего характера, как положительных, так и отрицательных. А волнует то, что я не знаю, как быть. После общения с некоторыми людьми (их двое) становится очень тяжело морально, иногда после такого общения мне нужно несколько дней, чтобы прийти в себя. Заметила, что после общения с одной из подруг во мне проявляется пессимизм и не лучшие мои качества, она будто провоцирует их во мне. До этого общения у меня было всё хорошо, а сейчас весь оптимизм куда-то исчезает. Как поступать в таких случаях правильно? Эта подруга то уходит, то вновь появляется в моей жизни. Точнее, я сама возобновляю общение, но каждый раз жалею об этом и не понимаю, зачем общаюсь с ней, хотя темы у нас духовные, но мне некомфортно с человеком, она будто вампир, а ещё хуже, что с «духовным» знанием. Я понимаю, чтобы как-то разобраться в ситуации, мне нужно измениться самой. Говорят, что человек тоже изменится или уйдёт из моей жизни. Но как менять — заставлять себя общаться с человеком всё равно, при этом работая над собой? Я запуталась и понимаю, что сложно выйти самой, без подсказки, из сложившейся ситуации. Буду благодарна за ответ.

2 Января 18  –  Omkara

Здравствуйте

Вопрос из серии «Что делать?» (извечный русский вопрос :)). Тем не менее Ваш конкретный вопрос не совсем по профилю нашего сайта, поскольку касается, по всей видимости, мирской психологии и взаимоотношений, а наш сайт посвящён вопросам духовным. Об этом я уже писал в ответе «Сон материального мира и самоосознание». Поэтому отвечать буду, рассматривая проблему несколько шире, чем она звучит в Вашем вопросе. Примерно так, как я это сделал в ответе «Выход из жизненного тупика».

На самом деле ответить на вопрос, что Вам делать, можете только Вы сами. Я могу попробовать подсказать. Получится или нет, не знаю.

Всё же Ваш вопрос приближается к тематике нашего сайта, поскольку Вы хотите работать над собой и меняться. Мы как раз и говорим, как работать и в каком направлении меняться. Не все люди согласны с тем, что меняться нужно именно в этом направлении, но наши советы основаны на самой авторитетной информации — той, что исходит от Бога и передаётся по цепи ученической преемственности. По крайней мере мы стараемся не отходить от этого чистого источника, насколько это у нас получается.

Итак, Вы спрашиваете, нужно ли заставлять себя общаться с человеком несмотря на то, что общение с ним приносит Вам те или иные неприятности. Вообще само слово «заставлять» связано с понятием долга. Если человеку что-то доставляет неприятности или требует от него больших усилий, он будет продолжать это делать только в том случае, если считает это своим долгом — перед кем-то или перед самим собой («я делаю это в надежде что-то для себя получить»). Применительно к Вашей ситуации возникает вопрос: по отношению к кому Вы считаете своим долгом продолжать общение, приносящее Вам неприятности? Скажу откровенно — мы признаём один единственный долг: долг перед Богом. Это единственный по-настоящему духовный подход. Если Вы делаете то, что угодно Богу, Вы делаете самое лучшее из всего, что может быть.

Такой подход невероятно упрощает и облегчает жизнь. Духовная жизнь на самом деле очень легка, она не нагружает Вас никакой ношей, которую Вы вынуждены тащить. Если что-то для Вас тяжело, Бог не требует этого от Вас, не ставит Вам условий, что Вы непременно должны это делать, чтобы достичь цели, которой, как Он говорит, Вам нужно достичь (её можно формулировать по-разному: самоосознание, духовное продвижение, развитие отношений с Богом, приближение к Богу и т. д.). Немножко тяжело должно быть, чтобы не было иллюзии, что Бога достичь легко, но очень тяжело, чрезмерно тяжело — нет. Об этом же говорит известная аналогия с крестом: Бог даёт Вам тот крест, который Вы в состоянии нести и готовы нести ради Него, и не требует от Вас, чтобы Вы надрывались до изнеможения. Когда Вы станете сильнее, масса креста может немного увеличиться, потом ещё, ещё и т. д. Другими словами, по мере духовного продвижения Вы сможете брать на себя всё более и более масштабные задачи, не оказываясь раздавленной под их тяжестью. Поэтому вопрос лишь в соразмерении своих сил, чтобы не надорваться. Если Вы надорвётесь, это не принесёт радости ни Богу, ни Вам.

Как соразмерять свои силы в духовной жизни? Рецептов нет, человек либо умеет это делать, либо нет. Его духовная интуиция, позволяющая ему это делать, либо работает, либо нет. Если она не работает, включить её можно одним единственным способом — искренне обратиться к Богу за помощью, чтобы Он Вам её включил. Быть искренним значит быть готовым принять руководство Всевышнего в своей жизни, не выставляя Ему никаких условий. Вот, собственно, и всё, что можно об этом сказать, остальное зависит от Вас.

Всё, что я только что сказал, касается тех, кто следует по духовному пути. Если человек ставит перед собой цель достичь чего-то другого, чем то, что советует Бог, он находится в юрисдикции закона кармы. Другими словами, он идёт очень трудным и тернистым путём. И на этом пути его подстерегают множество страданий, потому что его духовный разум отключён. То есть он ведёт себя глупо, а в этом случае страданий не избежать, какие бы «хорошие намерения» у него ни были. Всё получается по знаменитой поговорке: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Это не значит, что люди, которым всё легко даётся, обязательно следуют по духовному пути. Что-то может им легко даваться потому, что они используют результаты своей хорошей кармы. Но хорошая карма расходуется, как ограниченная сумма денег, поэтому за «белой полосой» в их жизни вскоре может наступить «чёрная». По пути кармы очень сложно войти в духовный мир, потому что человек неизбежно создаёт как хорошую, так и плохую карму очень нелегко на протяжении многих воплощений жить так, чтобы создавать только хорошую карму. На самом деле без ведических очистительных обрядов этого добиться вообще невозможно. И это очень долгий путь, к тому же в нашу эпоху, Кали-югу, следовать ему практически нереально.

Что касается духовного пути, то на нём человек пополняет свой «духовный счёт» и старается не создавать никакой кармы ни хорошей, ни плохой, а вся его накопленная карма постепенно сгорает. Всё, что даётся этому человеку для движения по пути, в том числе то, что нужно для поддержания его тела и ума, даётся ему непосредственно, безотносительно к какой-либо карме. Почему такой человек не хочет создавать никакой кармы, даже и хорошей? Потому что любая кармически мотивированная деятельность убивает его духовное сознание. Это отдельная тема, объяснять которую дальше я здесь не буду. Скажу лишь, что «кармически мотивированная» означает: «В первую очередь я делаю это, чтобы доставить удовольствие себе, а не потому, что это угодно Богу». По большому счёту такого человека вообще не интересует, чего хочет Бог. Он хочет быть независимым от Бога: «Я сам знаю, что мне нужно и чего я хочу».

Итак, если мотивация человека не духовная (доставить удовольствие Богу), а кармическая (доставить удовольствие себе), то всё может получиться по ещё одной известной поговорке: «Как бы ты ни поступил, всё равно будешь сожалеть».

Вы пишете: «До этого общения у меня было всё хорошо, а сейчас весь оптимизм куда-то исчезает». Дело в том, что пессимизм и оптимизм — это две стороны одной и той же иллюзии. Иллюзия заключается в том, что дела могут идти хорошо или плохо, а знание — в том, что дела идут так, как им и положено идти в соответствии с реальностью ситуации. Поэтому лучше быть реалистом — понимать реальность и необходимые пути её развития. То, что у Вас было всё хорошо, — это ведь тоже иллюзия. Просто у Вас была светлая полоса в соответствии с Вашей кармой, а потом началась тёмная. Общение с этой женщиной просто проявило определённую реальность. Если больной зуб не лечить, а обезболить и замаскировать под здоровый, он погибнет и разрушится. Обезболить можно, но нужно ещё и вылечить. Поэтому работать над собой нужно обязательно. И самый лучший способ это делать — заняться самоосознанием, предавшись Богу.

Давайте теперь порассуждаем с точки зрения практики взаимоотношений. Что-то Вас тянет к Вашей приятельнице, раз Вы сами возобновляете общение, это же очевидно. Общение с ней, как можно заключить из Ваших слов, является неблагоприятным — но необходимым, раз оно продолжается. Чтобы оно стало благоприятным (что маловероятно) или вообще прекратилось (что более вероятно), Вам нужно что-то изменить в Вашем подходе к жизни. Что именно — это можете определить только Вы. Общий принцип «как и почему» я уже описал. Насколько духовны темы Вашего общения с приятельницей — это тоже большой вопрос. Люди называют духовным всё что угодно, лишь бы на этом был какой-то налёт мистики или чего-то подобного (или другой вариант — лишь бы это шло от человека, считающегося неким авторитетом в вопросах религии). Не зря же Вы потом взяли слово «духовное» в кавычки. С точки зрения настоящей духовной науки ответ очевиден — неблагоприятное общение необходимо прекратить. Если оно чётко определено как неблагоприятное (то есть духовно загрязняющее) и если его невозможно превратить в благоприятное, его необходимо прекратить. Но для этого нужно устранить причины, которые ведут к продолжению неблагоприятного общения.

Это не значит, что нужно отвергнуть самого человека, можно и нужно желать ему всех благ. Но определённо есть люди, с которыми лучше не общаться или общение с которыми лучше свести к минимуму типа «здравствуйте», «как ваше здоровье», «спасибо, хорошо», «до свиданья». И при этом можно улыбаться, быть вежливым и корректным. И не наигранно, а искренне. Это возможно — для тех, кто уже в какой-то степени очистился духовно.

Хочется также сказать несколько слов о качествах. Не совсем понятно, что означают Ваши слова, что «люди, с которыми мы общаемся, — прямое наше отражение, качеств нашего характера, как положительных, так и отрицательных». Что значит «отражение»? Что у них те же качества, что и у нас? Или под «отражением» понимается что-то другое? В общем, всё это достаточно туманно.

С точки зрения духовной науки существует одно изначальное отрицательное качество — желание быть господином и наслаждающимся. Другими словами, желание быть Богом, быть первым, желание занять место Бога. Это качество является причиной всех остальных отрицательных качеств. Именно над ним в первую очередь и нужно работать. Процесс, с помощью которого это можно делать, называется «йога». Поэтому я очень советую всем, кто хочет работать над собой, изучить раздел «Йога» на нашем сайте. Речь идёт о йоге в духовном смысле, а не о хатха-йоге (физических упражнениях). Из нашего раздела «Йога» самыми важными с точки зрения применения будут, наверное, статьи «Истинный смысл йоги» и «Бхакти-йога», а также статья о садхана-бхакти, наиболее эффективной практике йоги в нашу эпоху.

Материальный мир — это мир двойственности. И наши качества в нём тоже имеют двойственную природу. У каждого положительного качества есть своё отрицательное «отражение». Причём не одно — процесс «отражения» может происходить как бы в двух плоскостях. Например, щедрость — положительное качество. Но неправильно применяемая щедрость называется расточительностью — это отрицательное качество. Если посмотреть в другой плоскости, то отражением щедрости будет скупость (отрицательное качество), а отражением расточительности — бережливость (положительное качество). Наши положительные качества в этом мире редко проявляются в чистом виде. Как правило они в той или иной степени сочетаются с их отрицательными «отражениями». Недаром говорится, что наши недостатки — это продолжение наших достоинств. Тот, кто следует процессу садхана-бхакти, постепенно избавляется от всех своих отрицательных качеств и обретает положительные, потому что этот процесс действует на самом глубинном уровне, на уровне причины, о которой я говорил выше.

Какой итог можно подвести сказанному? Меняться нужно и работать над собой нужно, но в каком направлении? В направлении того, чтобы предаться Богу, вручить Ему управление своей жизнью и принять Его защиту. Таким людям Господь даёт разум, позволяющий понимать, что к чему, и безошибочно идти по жизни, приближаясь к Нему. Такие люди в состоянии отличить неблагоприятное общение от благоприятного. Да, в какой-то степени они становятся изгоями в обществе, поэтому им нужно искать общения с единомышленниками. Духовное сообщество необходимо, и оно есть. А общение с теми, кто не интересуется настоящим духовным продвижением, у таких людей отпадает само собой, как сама собой расслаивается смесь воды и масла. Если нет общих интересов, исчезает основа для общения. Соедините свои интересы с интересами Бога, и те, кого не интересует выполнение Его воли, сами не захотят с Вами общаться.

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация