Жемчужины мудрости
Сухая логика не приводит к окончательному выводу. Тот, кто не имеет своей, отличной от других, точки зрения, не может считаться великим мудрецом. В Ведах много разделов, и, просто изучая их, невозможно найти истинный путь, приводящий к пониманию принципов религии. Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа. Поэтому шастры гласят, что необходимо избрать тот путь совершенствования, который указывают махаджаны.
Махабхарата, Вана-парва, 313.117
Все цитаты
|
Философия и религия
4-я рассылка, 6 марта 2009 г.
Читать историю сайта
Дорогой друг!
Наш трансцендентный сайт Haribol.ru продолжает пополняться :) (хотя и не так быстро, как хотелось бы), а также мы пробуем некоторые новые варианты его организации, например, существенно изменили компоновку Главной страницы. Но всё упирается в отсутствие веб-дизайнера, который мог бы нам реально помогать.
Зато, кажется, удалось найти решение старой проблемы — ускоренного воспроизведения аудио в разделе «Послушай». Тем, кто сталкивается с этой проблемой, нужно установить последнюю версию Adobe Flash Player (бесплатно) с официального сайта Adobe — и всё!
Новые статьи, появившиеся после предыдущей рассылки, такие:
Гьяна-йога. Наконец-то одна из долго пустовавших страниц начала заполняться. Хотя статья ещё очень далека от завершения, я решил выложить то, что есть.
Три аспекта Абсолютной Истины — статья, дополняющая раздел «Йога» очень важной информацией из священных писаний.
Рай и ад, судьба, преодоление кармы. Когда люди говорят о «рае», что они имеют в виду — вечную жизнь в духовном мире в служении Богу или просто улучшение своих «жизненных условий»?
Введение в аюрведу — как состояние нашего тела связано с нашим сознанием и как, изменив мышление, достичь здоровья и гармонии.
В «Результатах опроса» появился обзор ответов «Иное», а в «Архиве рассылки» можно найти предыдущие выпуски нашей рассылки. Приглашаем наших новых подписчиков ознакомиться с ними.
Скрыть историю сайта
В связи с гьяна-йогой и йогой в целом интересно рассмотреть связь философии и религии, логики и интуиции, разума и чувств. Вот что об этом говорит А. Ч. Бхактиведанта Свами:
Бхакти-йога, преданное служение, лежит в основе всех философских систем. Любую философию, которая не приводит человека к пониманию необходимости преданного служения Господу, следует считать философской концепцией спекулятивного толка*. Однако сама бхакти-йога, лишённая философской основы, остаётся в большей или меньшей степени религиозными сентиментами*. Есть две категории людей: одни считают себя интеллектуалами и проводят время в философских рассуждениях или медитируют, а другие доверяют только своим эмоциям и не имеют философского обоснования своих взглядов. Ни те, ни другие не смогут достичь высшей цели жизни, а если и смогут, то им потребуются для этого многие годы.
Веды говорят о существовании трёх начал: Верховного Господа, живого существа и вечных отношений, которые связывают живое существо с Господом. Соответственно, цель жизни заключается в том, чтобы, следуя принципам бхакти, или преданного служения, развить в себе любовь к Господу, стать Его вечным слугой и в конечном счёте достичь планеты* Верховной Личности Бога.
Философия санкхьи анализирует строение окружающего нас мира. Чтобы постичь суть вещей, необходимо изучить их природу и свойства. Это называется процессом познания. Однако познание окружающего мира должно быть не самоцелью, а средством к достижению цели жизни, бхакти-йоги, которая лежит в основе процесса познания*. Тот, кто отвергает бхакти-йогу и занимается исключительно аналитическим изучением природы вещей, практически ничего не достигает. Бхагаватам сравнивает такое занятие с обмолотом пустой рисовой шелухи. В пустой шелухе нет риса, поэтому тот, кто обмолачивает её, только напрасно тратит своё время. Научный анализ материальной природы, живого существа и Сверхдуши должен приводить к постижению основы всех основ, которой является преданное служение Господу.
Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.29.1-2
Религия, лишённая философской основы, превращается в сентименты или даже фанатизм, а философия без религии остаётся на уровне умозрительных рассуждений.
Из комментария к Бхагавад-гите, 3.3
Есть люди, которые просто философствуют, а есть те, кто просто слепо выполняют религиозные ритуалы. Бхагавад-гита содержит обе необходимые составляющие. Вот что значит «наука». Вам нужно быть религиозными, но нужно понимать всё философски. Иначе вы станете фанатиками, религиозными фанатиками. В Чайтанья-чаритамрите ясно сказано: чаитанйера дайара катха караха вичара. Люди, постарайтесь понять дар Чайтаньи Махапрабху философски. Не слепо, а философски. И вичара кариле читте паибе чаматкара. Если вы действительно мудры, то обнаружите, что он очень возвышен. А если вы будете просто выполнять ритуалы, предписанные вашей религией, не стараясь понять философию, стоящую за ними, то станете фанатиком. Мы не должны становиться ни религиозными фанатиками, ни сухими умозрительными философами. И те и другие опасны. Они не могут достичь никакого осознания. Должны быть две составляющие. Вы должны быть религиозными, но стараться понять любое утверждение философски.
Например, в Библии сказано: «Бог создал мир». Это правда. Но поскольку у современных образованных людей нет объяснения того, как Бог творил, процесса творения… Это объясняется в Бхагаватам, как появилось небо, затем воздух, огонь. Это процесс, шаг за шагом. Бог сотворил мир, в этом нет сомнения. Но поскольку это не объяснено философски, современные образованные люди не согласны с этим.
Таким образом, в Бхагавад-гите вы найдёте всё. Сочетание религиозных чувств и философского понимания. Так и должно быть.
Лекция по Бхагавад-гите (3.1-5), Лос-Анджелес, 20 декабря 1968 г.
Не может быть религии без философии. Это сентимент, фанатизм. А одна лишь философия, без религии, без ощущения Бога, — это умозрительное рассуждение. Таким образом, у религии должна быть научная, логическая основа. Тогда это религия высокого уровня.
Лекция по Бхагавад-гите (7.1-3), Стокгольм, 10 сентября 1973 г.
* Спекулятивная философия — чисто умозрительная, не дающая ответа на действительно важные жизненные вопросы.
* Сентимент — общая эмоциональная установка, совокупность чувств и взглядов как основа для действия или суждения: «Я так чувствую или мне так кажется, поэтому я так поступаю». Материально обусловленный сентимент не может служить критерием истины.
* Духовные планеты в духовном небе — обитель Верховного Господа, или Вайкунтха, духовный мир.
* Преданность Истине является необходимым условием познания Истины.
Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски
Всего хорошего и харибол!
Омкара (админ Haribol.ru) |