Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Кришна говорит:

Совершенный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ — пребывающими во Мне. Воистину, осознавшая себя душа видит Меня, единого Верховного Господа, повсюду.

Бхагавад-гита, 6.29

Все цитаты
20 Июня 13  –  Кира

Добрый день! Что значит духовное очищение? Какие практики можно использовать? А может и вовсе не в практиках дело, а в реальных действиях? Спасибо.

10 Ноября 14  –  Omkara

Здравствуйте. Харибол.

Чтобы Вы могли лучше понять, что такое духовное очищение, я вкратце напомню, что Веды говорят о нас с вами.

Каждый из нас — чистая духовная душа, неотъемлемая частица Бога, Верховной Души. Каждый из нас навечно индивидуален и каждый из нас личность, как и Бог.

Мы наделены от Бога свободой воли. Это значит, что мы сами решаем, чего мы хотим — быть с Богом и служить Ему (Его совершенному замыслу вечных исполненных счастья игр, беспрепятственно осуществляемому в Духовной Вселенной) или не служить Богу, а самим пытаться играть роль верховного управляющего, господина и наслаждающегося.

Так вот, духовное очищение как раз и означает постепенное очищение от этого второго желания — играть роль Бога. Когда мы полностью откажемся от этого решения, этого неправильного выбора — окончательно и бесповоротно сделаем выбор в пользу служения Богу, — это будет полное очищение. Возвращение домой, в духовный мир. Возвращение к Богу.

В духовном мире все души ничем не загрязнены и вопрос очищения для них не стоит. Но здесь, в материальном мире, мы, хотя и чисты по своей сущности, тем не менее покрыты снаружи всевозможными загрязнениями в виде неправильного сознания. Мы как чистый бриллиант, облепленный сверху всякой грязью. И причина этой нечистоты — нежелание служить замыслу Бога.

Эти загрязнения сознания проявляются как вожделение, гнев, зависть, ненависть, алчность и множество других «прекрасных качеств» — всё то, что делает жизнь в этом мире такой «прекрасной и счастливой». А причина у них всех одна — зависть к Богу, нежелание признать Его всеблагую власть, нежелание предаться Ему и любить Его как нашего Отца и Лучшего Друга. Недоверие к Богу.

Во всех авторитетных религиях практике духовного очищения отводится ключевая роль, и все эти практики можно применять. Но лучше разобраться, какая из практик наиболее эффективна, и применять именно её.

Чтобы разобраться, давайте сначала поговорим о деятельности как таковой. Мы все постоянно совершаем какие-то действия, и любая наша деятельность будет нас либо духовно очищать, либо духовно загрязнять.

Деятельность бывает двух видов — материальная (мирская) и духовная (трансцендентная). Первая совершается над всевозможными материальными объектами с целью получить удовлетворение на уровне тела и ума, а вторая представляет собой служение, объектом которого является духовная энергия. Трансцендентная деятельность всегда духовно очищает, причём это очищение выражается в усилении желания быть с Богом и служить Ему. Мирская же деятельность может либо очищать, либо загрязнять, но очищение здесь не такое, как в случае трансцендентной деятельности. Оно не непосредственное, а скорее лишь создающее предпосылки к тому, чтобы человек стал более восприимчив к идее служения Богу.

Итак, необходимо очень хорошо уяснить отличие души от тела и ума, и тогда мы поймём, что в основном люди заняты мирской деятельностью, даже если это так называемая праведная (благочестивая) деятельность, рекомендуемая современными религиями, а также начальным разделом Вед, который называется карма-канда.

Вы говорите: «Возможно, дело не в практиках, а в реальных действиях». Но что такое реальные действия? Какие действия реальные, а какие нет? Всё, что Вы делаете, — это действия. Они бывают на уровне ума (мысли), речи (слова) и тела (физические действия). Все три типа действий могут либо очищать, либо загрязнять. Практика — это предписанная каким-либо авторитетом система действий, направленная на достижение определённого результата, вот и всё. Эти действия ни в коей мере не становятся менее реальными. Например, духовный учитель говорит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». И Вы стараетесь этому следовать. Это практика. Если Вы не хотите, чтобы Вас обманывали, Вы не обманываете других. Если Вы не хотите, чтобы у Вас воровали, Вы сами не воруете. И в результате Бог доволен и Вы чувствуете внутренний покой и гармонию.

Таким образом, я не стал бы разделять «практики» и «реальные действия». Но в любом случае мирская деятельность (мирские практики) могут лишь способствовать духовному очищению, подводить к нему. Они переводят Вас из более низких гун в более высокие (из невежества в страсть и благость и из страсти в благость), ведя Вас всё ближе и ближе к гуне благости. Например, я однажды встретил человека, который бросил пить, увлёкшись разведением кактусов. Для него кактусоводство сыграло роль своего рода духовно очищающей практики. Но если бы он служил настоящему духовному учителю, а затем перестал это делать, увлёкшись кактусоводством, это подействовало бы на него загрязняюще. Всё зависит от того, где Вы находитесь. Это как в путешествии. Допустим, Ваша цель — добраться до города Н по дороге длиной в сто километров. Если Вы находитесь на двадцатом километре, то движение к пятидесятому километру приближает Вас к цели, а если на семидесятом, то удаляет.

К такой деятельности, приближающей к гуне благости, относятся, например, занятия хатха-йогой освоение и выполнение йога-асан, а также предмедитационные практики, такие как сосредоточение ума на пламени свечи, цветке, мандале (рисунке, в котором множество линий сходятся к центру) или точке на стене или попытка освободить ум от всех мыслей. Но всё это по-прежнему мирские практики, не связанные непосредственно с Богом, с Его духовной энергией. Поэтому давайте более подробно поговорим о трансцендентных, по-настоящему духовных практиках, которые, как я уже сказал, находятся на качественно ином уровне. Это не значит, что они трудны для выполнения. Каждый может их применять. Но многие люди не готовы к этому по разным психологическим причинам. Я призываю всех отбросить то, что мешает принять сказанное ниже. Но сможет ли человек это сделать, зависит только от его желания.

Итак, в священном писании Шримад-Бхагаватам перечислены девять трансцендентных практик преданного служения, из которых мы рассмотрим следующие:

  1. Шраванам, или слушание о Боге. Сюда включено слушание имён Бога, наставлений Бога, повествований о Боге от того, чьё сознание не является демоничным. К этой категории также относится слушание и чтение священных писаний (рассказчиком в этом случае выступает также переводчик, редактор, чтец и т. д.). Чем чище сознание человека, тем более очищает слушание всего вышеперечисленного от него. Если же человек враждебно относится к Богу и (или) Его преданному, то такого человека не рекомендуется не только слушать, но даже смотреть на него, даже если кажется, что он произносит имена Бога или читает лекцию на духовные темы.

  2. Киртанам, или повторение услышанного о Боге. Сюда относится также практика медитации на имена Бога (джапа-йога, киртан).

  3. Смаранам, или памятование о Боге. Тот, кто достиг духовной чистоты, помнит о Боге постоянно, каждое мгновение. Он достиг совершенства в выполнении двоякой заповеди, состоящей из одного положительного и одного отрицательного утверждений: «Всегда помни Бога и никогда не забывай о Нём». Чем больше мы занимаемся первыми двумя практиками — слушанием и повторением, тем больше мы в состоянии выполнять третью — помнить о Боге. А памятование о Боге, по сути, переносит нас в духовный мир, даже когда мы ещё находимся в материальном теле. А когда мы будем оставлять это тело, памятование о Боге перенесёт нас в царство Бога.

    О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни.

    Бхагавад-гита, 8.6

  4. Арчанам, или поклонение образу Бога с использованием разнообразных предметов.

  5. Ванданам, или вознесение молитв Господу. Мы можем разговаривать с Богом как с нашим лучшим другом и защитником, обращаться к Нему из глубины сердца, вслух или в мыслях, развивая таким образом наши отношения с Ним. Это могут быть молитвы великих святых, записанные в духовной литературе, а могут быть и наши собственные мысли и слова, идущие из сердца.

  6. Пада-севанам, или практическое служение. Есть очень много дел, которые на практическом уровне приходится выполнять человеку, стремящемуся к духовному совершенству. Они связаны как с удовлетворением потребностей его тела или тел членов его семьи, так и с попыткой распространить духовное знание. Все эти практические дела, в том числе самые простые и повседневные (зарабатывание средств к существованию, покупки, приготовление пищи, поддержание чистоты и здоровья своего физического тела, поддержание чистоты и порядка в доме и т. д.), попадают в категорию трансцендентных духовно очищающих действий, поскольку непосредственно связаны с его главной целью — служением Богу. Эта наука и практика повседневной жизни называется карма-йога.

Самая главная, центральная, самая реальная деятельность — это слушание и воспевание имён Бога, Его славы, слушание о Его удивительных играх. Но многие считают, что всё это — какие-то непонятные занятия, не приносящие никакого результата. Напрасная трата времени. А реальная деятельность — это, например, вытачивание каких-то деталей на заводе или материальная помощь нуждающимся, кормление голодных и т. п.

Но поддержание материального тела — это вспомогательная деятельность, предназначенная для чего-то. Исполнение желаний нашего изменчивого ума (ментальная и эмоциональная пища, так сказать) тоже не приносит настоящего удовлетворения. Удовлетворяет только то, что непосредственно питает душу. Только такая деятельность имеет настоящее, первостепенное, самостоятельное значение. Мы не тело и не ум, мы — духовные души. Нужно чётко понимать, что относится к сфере вечной души, а что — к сфере материального тела и ума (сферу ума, мыслей и чувств, часто тоже называют «душой»).

Выточенные на заводе детали, конечно, кому-то для чего-то нужны. Мы сегодня не можем себе представить нашу жизнь без очень многих вещей. И заботиться о материальных и эмоциональных потребностях людей, конечно, тоже нужно. Но и детали, и всё, что из них собирается, а также все материальные блага и чувство наполненности желудка от съеденной пищи — как и само материальное тело, для которого нужны все эти средства его удовлетворения и поддержания, — не вечны. Удовлетворение на уровне ума от сказанного слова или от прослушанной песни (если они мирские, то их содержание не идёт дальше ума) тоже не вечно. А имена Бога, Его качества, облик и удивительные игры вечны, они из духовного мира. Они не требуют для своего существования и осуществления никаких материальных вещей, но они проявляются также и в этом мире.

Бог самодостаточен. Это мы нуждаемся в Нём, а не Он в нас. Если в обществе перестают прославлять Бога, вся жизнь такого общества лишается смысла. Даже если в нём производится масса всевозможных «материальных благ», это не идёт такому обществу на пользу и в конечном итоге оно обречено на деградацию и разрушение. Прославление Бога придаёт смысл всей остальной деятельности, связанной с ним. Тот, кто под руководством настоящего духовного учителя занимается практикой регулярного слушания и воспевания имён и славы Бога, обретает духовный разум и учится видеть истинное предназначение всего. Он знает, когда и что нужно делать. Он не отрицает необходимость материальных благ, но понимает, что все материальные вещи, деньги, книги, знания, отношения и т. д. в конечном счёте предназначены для того, чтобы обеспечивать людям возможность слушать о Боге и прославлять Его. Именно для этого, а не для того, чтобы пытаться играть роль Бога в этом мире. Такие попытки в конечном счёте ведут лишь к страданиям, тогда как слушание о Боге и прославление Бога приносят настоящее удовлетворение. Дают душе настоящую жизнь. Не верите? Проверьте и сами в этом убедитесь.

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта