Между святым именем Господа и Самим Господом нет разницы. Поэтому в своей полноте, чистоте и вечности Святое Имя так же совершенно, как и Сам Господь. Святое Имя — не материальный звук, и в нём нет никакой материальной скверны.
Харибол! Хотела спросить, можно ли во время менструации читать мантры. И какое омовение нужно делать перед джапой.
12 Января 18
–
Omkara
Во время менструации можно читать мантры, и никакого специального омовения перед джапой делать не нужно. Таковы особенности нашего процесса.
Позвольте мне немного пояснить. Все процессы духовного и материального возвышения описаны в Ведах. Применимость и желательность применения того или иного процесса зависит от времени, места и обстоятельств (принцип деша-кала-патра). Под обстоятельствами также понимается конкретный человек, который применяет процесс.
В наше время, Кали-югу (железный век), процесс духовного возвышения, предписанный Богом, это бхакти-йога, основа которой —слушание и повторение имён Бога. Господь Сам пришёл на землю 500 лет назад как Чайтанья Махапрабху, чтобы распространить этот процесс. В Своих восьми молитвах, называемых Шикшаштака, в которых Господь описал состояние нашего сознания в эту эпоху и рекомендуемый нам процесс со всеми его стадиями, Он говорит:
О мой Господь, Твоё святое имя способно даровать высшее благо всем живым существам, и потому у Тебя сотни и миллионы имён, таких, как Кришна, Говинда и другие. В эти трансцендентные имена Ты вложил все Свои трансцендентные энергии, и нет строгих правил воспевания этих имён. О мой Господь, по доброте Своей Ты дал нам возможность легко приблизиться к Тебе с помощью Твоих святых имён, но я так неудачлив, что не чувствую к ним никакого влечения.
Шикшаштака, 2
В этой молитве Господь сообщает нам одну важную вещь. А именно, что нет строгих правил воспевания имён Бога. Мантры, состоящие из имён Бога, слов Бога, описаний Бога, — это трансцендентный звук. Для того, чтобы они подействовали, не требуется никаких материальных условий. Вот почему нет строгих правил. Многие люди совершают ошибку, думая, что повторение имён Бога нужно сопровождать какими-то дополнительными ритуалами. Они путают трансцендентный духовный процесс, который дал нам Господь Чайтанья, с постепенным процессом совершенствования материальной жизни, который тоже описан в Ведах. Первый процесс — это нивритти-марг (путь приобщения к трансцендентному духовному миру), второй процесс —правритти-марг (путь совершенствования мирского благочестия). В нашу эпоху, Кали-югу, правритти-марг не работает. Этот путь требует постоянного выполнения многочисленных ритуалов. Для этого в наше время нет никаких условий. Наша жизнь просто не даёт возможности всё это выполнять, нет ни знаний, ни сил, ни ресурсов, ни квалифицированных брахманов — ничего. Есть люди, которые пытаются следовать этому пути, но они достигают лишь каких-то небольших материальных результатов, тогда как путь бхакти-йоги позволяет и в нашу эпоху достичь высшей духовной цели — возвращения домой, к Богу.
Для материально обусловленного процесса, конечно, очень важно состояние тела. Поэтому какие-то мантры, предназначенные для получения материальных результатов, могут не подействовать во время менструации. Но наши мантры — трансцендентные, они очищают непосредственно душу. В каком бы состоянии ни было Ваше тело, душа требует духовной пищи каждый день. Трансцендентные звуки мантр — это и есть пища для души. Они не запачкаются о материальный мир. Наоборот, они очищают всё вокруг, как солнце, которое в состоянии очистить самое грязное место. Любой человек может призвать имя Бога, а не только тот, который перед этим принял омовение.
Поэтому перед джапой достаточно просто убедиться, что Вы помыли руки, привели рот в порядок после еды — обычные гигиенические правила, потому что чистота помогает успокоить и сосредоточить ум. А также это проявление уважения к чёткам для медитации — мы не должны брать их грязными руками. Вот и всё, просто и практично. А какие-то специальные ритуалы не нужны. Преданный Бога естественным образом стремится к чистоте везде и во всём, потому что он развивает в себе гуну благости. Но внешняя гуна благости в данном случае выполняет лишь вспомогательную роль, её действие невозможно сравнить с очищающим действием трансцендентных мантр. Если по каким-то причинам внешнюю чистоту поддерживать затруднительно, это не должно нас сильно беспокоить.
Конечно, идеальное начало дня — это встать рано утром, часа в 4–5, принять омовение (обычно душ), а затем делать джапу (повторять мантру на чётках). Преданный Бога всегда стремится именно к такому началу дня, потому что оно очень способствует спокойной сосредоточенной медитации в самое благоприятное для этого время суток. Но это не значит, что омовение, которое делается перед джапой, является каким-то ритуальным действием, без которого джапу делать нельзя. Даже если по каким-то причинам не получится сделать омовение, джапу в течение дня нужно сделать всё равно.
Харибол
Вопрос, комментарий?
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить обсуждение