Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Кришна говорит:

Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство.

Бхагавад-гита, 8.15

Все цитаты
23 Сентября 13  –  Magnolia

Я встречаюсь с парнем, и мы очень любим друг друга. И вступали в сексуальные отношения. У нас планы иметь семью, но пока мы не можем себя самостоятельно обеспечивать, а жить с родителями, создав свою семью, не хочется. Хотела бы узнать, как вы относитесь к таким отношениям. Ведь в современном обществе брак — это очень часто не более чем штамп в паспорте. Это уже давно никого не останавливает от измен и разводов. А вот, например, люди, которые не хотят пока создавать семью, — они просто встречаются или живут неофициально вместе — их союз зачастую даже прочнее и в нём гораздо больше любви и понимания.

24 Апреля 14  –  Omkara

Ситуация, когда люди очень легко, даже легкомысленно относятся к сексуальным отношениям, характерна для нашего времени. Но это вовсе не значит, что это хорошо. Ведические учители, как и учители любой авторитетной религии, однозначно осуждают сексуальные отношения вне рамок должным образом заключённого брака. «Недозволенный секс» — именно так определяет сексуальные отношения вне брака учение бхакти-йоги. И причина этого в том, что Сам Верховный Господь не одобряет подобных отношений. Я постараюсь объяснить, почему это так, и пусть Бог решает, удалось мне это сделать или нет.

Основная идея, которую я постараюсь обосновать, заключается в том, что ваши сексуальные отношения — это не ваше личное дело. Другими словами, они не безразличны для общества, в том смысле, что они влияют также и на других членов общества. А это значит, что общество обязано участвовать в регулировании этих отношений. Законы правильного регулирования отношений в обществе изложены Богом в священных писаниях (шастрах), и если мы говорим о сексуальных отношениях, то для их регулирования предусмотрен институт брака.

Задача человеческого общества, определённая Богом, — ограничивать чувственные наслаждения. Зачем это нужно? Затем, что цель человеческой жизни (опять же, определённая Богом) — самоосознание, освобождение из материального мира и возвращение домой, в царство Бога, а безудержное удовлетворение чувств мешает достижению этой цели. Для ничем не ограниченного чувственного наслаждения предназначены низшие формы жизни. Душа в теле животного не способна ограничивать деятельность чувств, поскольку её духовный разум не развит. Ничто кроме самой природы тела (ограниченного в своём функционировании, как любой материальный объект) не может положить предел этим попыткам обусловленной души, получившей низшую форму жизни, удовлетворить органы чувств. Но получив человеческое тело душа становится способной понять истинный смысл и цель жизни. Более того, стремление к достижению этой цели становится её обязанностью перед Господом.

А. Ч. Бхактиведанта Свами, великий ачарья (духовный учитель), принадлежащий к цепи ученической преемственности, начинающейся с Самого Бога, писал:

Неограниченные чувственные наслаждения являются причиной материального рабства, но человек, который следует предписаниям шастр, перестаёт зависеть от объектов чувств. Например, обусловленная душа испытывает потребность в сексуальном наслаждении, поэтому оно дозволено в браке. Согласно предписаниям шастр, мужчина может вступать в половые отношения только со своей женой, а ко всякой другой женщине он должен относиться как к своей матери. Однако, несмотря на эти предписания, мужчины всё равно стремятся к половой близости с другими женщинами. Подобные желания необходимо обуздывать, иначе они станут серьёзной преградой на пути к духовному самопознанию. Пока у нас есть материальное тело, нам разрешается удовлетворять его потребности, но лишь настолько, насколько позволяют предписания шастр.

Из комментария к Бхагавад-гите, 3.34

Пристрастие к сексу, вину и мясу свойственно большинству людей, но семейный человек, следующий предписаниям шастр, ограничивает себя в половой жизни и других удовольствиях. Именно для этого в любом цивилизованном обществе и существует институт брака, основанный на религиозных заповедях, — его назначение ограничить половую жизнь.

Из комментария к Бхагавад-гите, 4.26

Веды предписывают людям вступать в освящённый брак, в рамках которого они могут удовлетворять потребности своих чувств, следуя ограничениям, установленным шастрами. Так человек постепенно освобождается из материального плена и на высшей ступени освобождения вступает в общение с Верховным Господом.

Из комментария к Бхагавад-гите, 4.31

Брак — это в первую очередь духовный институт. Недаром во всех традиционных обществах заключение брака происходит в храме Бога в присутствии служителя Бога, священника, который, собственно, и проводит церемонию и является как бы свидетелем перед Богом — свидетелем того, что намерения заключающих брачный союз очень серьёзны, что они готовы работать как команда, поддерживать друг друга, воспитывать детей и быть вместе до конца. Это в идеале. Если же они решат расстаться, то они должны сознавать, что нарушили клятву, данную перед Богом или по крайней мере перед представителем государства (а государственная власть, как известно, представляет в этом мире власть Бога).

Вы можете считать, что если двое «любят друг друга» и у них «серьёзные намерения», то этого достаточно для того, чтобы жить вместе или встречаться и вступать в сексуальные отношения, и что «формальности» в виде брака им не нужны, но это не так. Если бы это было так, то в священных писаниях не придавалось бы такого большого значения этим «формальностям».

Заключение брака предполагает принятие на себя определённых обязательств друг перед другом и, что очень важно, публичное, официальное подтверждение принятия этих обязательств. Новобрачные дают клятву помогать друг другу и быть вместе и в радости, и в горе до конца земной жизни того из них, кто уйдёт первым («пока смерть не разлучит нас»). Вы говорите, что эта клятва не гарантирует от измен и разводов, — это правда, но по крайней мере они будут знать, что нарушили её, а значит, поступили плохо. А также общество будет знать, что они поступили плохо, поскольку их клятва произносилась при свидетелях и была закреплена официально.

Многих людей сейчас привлекает безответственная жизнь. Они хотят иметь возможность сойтись, когда им захочется, понаслаждаться отношениями друг с другом, а когда эти отношения уже не будут приносить им наслаждения — с лёгкостью разойтись. Вступать в сексуальные отношения на уровне физического влечения без каких-либо обязательств друг перед другом — это жизнь, которую ведут животные, об этом я уже сказал выше. И людей, которые хотят жить таким образом, подобно животным, очень привлекают такие «удобные» отношения — «мы никакой клятвы перед представителем Бога не давали, мы просто нравимся друг другу, а потому встречаемся или живём вместе неофициально, а когда разонравимся, у нас не будет никаких помех (в виде пресловутого штампа в паспорте) к тому, чтобы разойтись в разные стороны». Чем больше людей отказываются от официального заключения брака, тем более «приемлемым» для общества становится такое безответственное отношение. Независимо от того, чем люди мотивируют такой отказ и насколько прочны их отношения, он служит отрицательным примером для всех членов общества.

Таким образом, система официального заключения брака установлена Богом для блага всех людей, она вводит отношения между мужчиной и женщиной в цивилизованные рамки и от неё ни в коем случае нельзя отказываться. Это ошибка — считать, что ваши сексуальные отношения без официально заключённого брака (или даже просто совместная жизнь или близкое общение мужчины и женщины, не состоящих в браке) больше никого не касаются. Живя таким образом, вы показываете пример того, что можно наплевать на систему, установленную Богом, и решать исключительно самим, когда и как вам вступать в те или иные отношения. То, что в наше время люди, состоящие в официальном браке, часто совершают супружеские измены или разводятся, не может служить оправданием того, чтобы не следовать системе Бога. Это примерно то же, что сказать: «Судьи берут взятки и выносят несправедливые решения, поэтому я могу поступать нечестно и это будет в порядке». Аналогия не полная, но она есть. Другими словами, Вы говорите: «Многие люди нарушают обязательства, которые они берут на себя при вступлении в брак, поэтому вся эта система плохая и мы можем ей не следовать». Но на самом деле, как я постарался объяснить, система имеет очень большую ценность. Даже если внутренняя суть отношений между супругами далека от идеала, соблюдение внешней формы в виде официального заключения брака всё равно сохраняет ценность для общества.

Из того, что Вы пишете, вроде как следует, что вы хотите быть серьёзными и ответственными в своих отношениях. Если вы искренне считаете, что «очень любите друг друга» и ваш союз не будет омрачён изменами и разводами, то тем более вам нужно подать хороший пример, как я объяснил выше, и зарегистрировать свой брак. Какие проблемы? Если пока вам негде жить вместе — продолжайте жить как жили, но станьте официально мужем и женой. Ведь фактически вы уже живёте как муж и жена, даже если у вас и нет пока отдельной квартиры. «Согласно предписаниям шастр, мужчина может вступать в половые отношения только со своей женой…» — из комментария Бхактиведанты Свами. Сейчас Вы живёте в грехе, как сказал бы представитель любой авторитетной религии (если с того времени, когда Вы задавали вопрос, ничего не изменилось). Это отрицательно сказывается на вашей духовной жизни.

Штамп в паспорте не обязывает вас сразу же начинать жить вместе, как не обязывает он и жить отдельно от родителей. Многие молодые пары в наших странах жили и живут с родителями. Вы можете сказать, что это не от хорошей жизни, но тем не менее.

Вы говорите, что у вас «планы иметь семью». Если это серьёзные планы, то и будьте серьёзными, не превращайте божественную систему в посмешище. Иначе вы просто поощряете безответственных людей своим примером. А может, и сами считаете, что неплохо оставить для себя эту лазейку на всякий случай — «А вдруг передумаем?».

Итак, подведём итог: официальное заключение брака не гарантирует прочности семейного союза. Она зависит от сознания заключивших его людей — их ответственности, серьёзности, смирения, решимости преодолевать противоречия, которые неизбежно будут возникать в их совместной жизни. А также от того, насколько они понимают задачи, цели и смысл семейного союза. Тем не менее пренебрегать официальным заключением брака нельзя, и я постарался объяснить, почему.

Если вы действительно любите друг друга, у вас не будет причин к тому, чтобы не оформить ваши отношения как положено. Если же вы по каким-то причинам не желаете этого делать, то есть смысл задуматься о том, что это за причины, и не бросаться легкомысленно такими словами, как «любовь». Очень многие поизносят это слово, но немногие понимают, что такое любовь на самом деле. Тот, кто любит, не может «разлюбить». Вот почему считается, что любовь должна длиться вечно, брак — до конца жизни, а развод — это плохо. Но сейчас в большинстве случаев люди просто испытывают физическое влечение друг к другу, которое побуждает их вступать в сексуальные отношения, — и называют это «любовью». Но это не имеет никакого отношения к любви. Любовь — это когда ты хочешь, чтобы твой любимый был счастлив, и, если потребуется, готов пожертвовать своим собственным счастьем ради его счастья. А вожделение, влечение на уровне чувств и ума — это когда человек рассматривает другого человека (в первую очередь его тело, затем — личностные качества) как объект наслаждения. В этом случае объект так называемой любви становится в один ряд с другими объектами наслаждения — любимой едой, красивыми вещами, квартирой, машиной и т. д. И что происходит, когда объект перестаёт приносить наслаждение? Его выбрасывают, меняют на что-то новое. И то же самое происходит с так называемыми любимыми — «Я тебя больше не люблю». Сколько времени продержится это влечение? Может, год, может, пять лет. Но таково свойство любого объекта вожделения — рано или поздно он нам надоедает. Чтобы этого не случилось в семейном союзе, нужно вывести отношения в нём на более высокий уровень. Подробнее об этом можно почитать в статьях «Коренная причина разводов», «Брак: большие ожидания» и «Кто может меня удовлетворить?».

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта