Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Человеку следует в совершенстве знать Личность Бога и Его трансцендентное имя, форму, качества и деятельность, а также временное материальное творение с его временными полубогами, людьми и животными. Тот, кто познал это, побеждает смерть и поднимается над эфемерным космическим проявлением, чтобы в вечном царстве Бога наслаждаться вечной жизнью, исполненной блаженства и знания.

Шри Ишопанишад, 14

Все цитаты
24 Марта 10  –  Lili

Почему Бог допускает страдания?

29 Марта 10  –  Vedavyasa

Господь любит каждое живое существо и не хочет, чтобы мы страдали. Но Он даёт каждому свободную волю. Неправильно распоряжаясь своей свободной волей и не желая узнать правила, установленные Богом, люди придумывают «свои правила» и причиняют страдания себе и другим. Находясь в материальном мире, живое существо вынуждено страдать от последствий своих греховных действий в прошлом, испытывая свою индивидуальную карму. Закон кармы гласит, что мы должны испытать то же количество боли и страдания, которое мы когда-то причинили другому. Страдание всегда присутствует в этом мире. Но этот мир — не наш вечный дом. Это временное и нежелательное место пребывания для живого существа. С помощью мантра-медитации мы можем развить любовь к Богу и вернуться домой, к Нему, в другой мир — духовный. Это наш настоящий дом, где нет страданий и смерти, а есть вечная любовь и счастье.

8 Июля 11  –  Guran

А я думаю, что страдания — это даже лучше для некоторых, чем радость. Ведь когда мы счастливы, имеем всё для хорошей жизни, в итоге мы просто забываем о Боге и думаем, что всего добились сами. Страданья, как мне кажется, — это благо, с помощью которого мы гораздо быстрее можем осознать Бога. Ведь по сути дела многие святые очень страдали, но неужели их можно назвать несчастными?

29 Апреля 12  –  Ekanath

Если бы страдания сами по себе приближали нас к Богу, то в этом мире было бы намного больше святых людей :).

Да, это одни из «ворот», через которые люди обращаются к Богу, но не единственные. В «Бхагавад-гите» (7.16) Кришна говорит, что на путь преданного служения Ему встают четыре типа благочестивых людей: страждущие, любознательные, стремящиеся к богатству и ищущие освобождения.

Но в любом случае, это только изначальный импульс, который не должен оставаться постоянной мотивирующей силой. Во-первых, потому что, когда придёт облегчение (удовлетворение вашей изначальной потребности), ваш пыл также умерится. А во-вторых… вам бы самим понравилось, если бы к вам обращались только когда плохо? Что это за отношения, врача и больного?! Ведь здесь речь идёт о любовных взаимоотношениях с Богом! И в результате ваших духовных практик ваш эгоизм должен уменьшаться, т.е., мотивирующей силой должен быть не ваш страх страданий или какая-то другая эгоистическая причина. Страдания святых в некоторых случаях и демонстрировали, что их преданность Богу не зависит от их личного комфорта или выгоды. А не то, что эти страдания были причиной их преданности Богу! Опять-таки, нет ничего плохого в том, чтобы искать прибежище в Боге, именно там мы его и должны искать, но суть вот в чём: постепенно вам нужно перенаправить свой интерес на то, чтобы доставить удовольствие Богу, а не зацикливаться на своей потребности. Именно это сделает вас счастливым.

С уважением,
Эканат

21 Мая 12  –  Omkara

Сказать, что «для некоторых страдание лучше, чем радость», это всё равно что сказать, что некоторых детей лучше наказать, чем позволить им беспрепятственно наслаждаться жизнью. Да, в целях воспитания детей иногда надо наказывать — а значит, заставлять страдать. Именно это Бог с нами и делает с помощью закона кармы, который Он Сам установил — «Что посеешь, то и пожнёшь». В этом смысле действительно можно сказать, что страдание — благо, потому что оно создано Богом именно для того, чтобы живое существо, повернувшееся спиной к Богу, осознало свою ошибку и начало свой путь возвращения к Нему. Но само по себе страдание, конечно же, нежелательно для живого существа — оно неестественно для него. Это как прискорбная, но необходимая воспитательная мера. Это всё равно что сказать: «Лучше, если некоторые граждане будут сидеть в тюрьме», но по большому счёту было бы лучше, если бы все были законопослушными гражданами, чтобы никому не нужно было сидеть в тюрьме. В духовном мире нет необходимости применять «меры пресечения» в виде страданий, потому что в нём все духовные души любят Бога и служат Ему — добровольно. Вот почему духовный мир — это Вайкунтха, что переводится как «место, в котором нет страданий».

Что касается святых людей, то здесь в действие вступают совершенно другие факторы. Для осознавших себя душ — святых высочайшего уровня — счастье полностью трансцендентно и не зависит от того, что́ они испытывают на уровне материальных чувств — так называемое счастье или так называемое страдание. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит Арджуне:

О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым.

О лучший из людей, тот, кого не выводят из равновесия радости и невзгоды, кто всегда остаётся спокойным и невозмутимым, воистину достоин освобождения.

Бхагавад-гита, 2.14-15

Того, кто остаётся невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум.

Тот, кто, живя в материальном мире, свободен от мирских привязанностей, кто не слишком радуется, когда с ним случается что-то хорошее, и не злится, когда случается что-то плохое, обладает совершенным знанием.

Бхагавад-гита, 2.56-57

Разумный человек сторонится удовольствий, рождённых от соприкосновения материальных чувств с объектами восприятия, ибо такие удовольствия являются источником страданий. У всех материальных удовольствий, о сын Кунти, есть начало и конец, поэтому мудрец никогда не тешится ими.

Бхагавад-гита, 5.22

Материальные удовольствия и материальные страдания — это как две стороны одной и той же монеты. Святой человек равнодушен к материальному так называемому счастью, его счастье — в служении Богу. Ради такого служения святой готов вынести любые страдания. Конечно, Бог не хочет, чтобы Его представитель — святой человек — страдал, но иногда в материальном мире это бывает необходимо — чтобы мы, обусловленные души, могли усвоить некий урок. Ярчайший пример — страдания Иисуса Христа. Он знал, что его ждёт, и мог уйти, отказаться, но ради служения своему Отцу он добровольно пошёл на крест. Зачем это было нужно — это уже другая тема (в основном для того, чтобы мы, глупые люди, обратили внимание на его учение, а не забыли его вскоре — а вовсе не для того, чтобы Бог каким-то образом «получил возможность» освободить человечество от греха, как будто раньше Он «не имел возможности это сделать»).

Таким образом, не нужно смешивать наши страдания, причина которых — наша карма, и так называемые страдания святых людей — представителей Бога, которые они терпят ради служения Ему.

В двенадцатой главе «Бхагавад-гиты» Кришна описывает качества святого человека и говорит, что такие святые, преданные Бога, очень дороги Ему.

Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от чувства собственничества и от ложного эго, кто остаётся невозмутимым в радости и в горе, кто всегда удовлетворён и с готовностью прощает других, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдаёт себя преданному служению, — такой человек очень дорог Мне.

Бхагавад-гита, 12.13-14

Тот, кто никому не причиняет беспокойств и сам всегда остаётся спокойным, кто невозмутим и в радости, и в горе, кто не ведает страха и тревог, — очень дорог Мне.

Бхагавад-гита, 12.15

Тот, кто не делит людей на друзей и врагов, кто одинаково встречает почёт и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, похвалу и поношение, кто никогда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кому всё равно, где жить, кто утвердился в знании и преданно служит Мне, — такой человек очень дорог Мне.

Бхагавад-гита, 12.18-19

В комментарии к стихам 13-14 А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет:

Возвращаясь к описанию чистого преданного служения, Господь в этих двух стихах перечисляет духовные качества чистого преданного. Такой преданный при любых обстоятельствах остаётся спокойным и невозмутимым. Он никому не завидует и ни к кому не питает вражды. Вместо того чтобы отвечать враждебностью на враждебность, преданный думает: «Этот человек враждует со мной в наказание за мои прошлые грехи. Поэтому лучше безропотно сносить причиняемые им страдания». <…> Попадая в беду или сталкиваясь с трудностями, преданный видит в них милость Господа. «В наказание за прошлые грехи, — думает он, — я должен был бы страдать гораздо сильнее, чем страдаю сейчас. Только по милости Верховного Господа я не получил заслуженного наказания в полной мере. Милостью Верховной Личности Бога мне досталась лишь малая толика страданий». Поэтому преданный всегда остаётся спокойным и невозмутимым и терпеливо сносит любые страдания. Преданный также неизменно добр ко всем живым существам, даже к своим врагам. Нирмама: он не придаёт особого значения телесным страданиям, ибо прекрасно знает, что не является телом. Поскольку преданный не отождествляет себя с материальным телом, у него нет ложного эго и он одинаково спокойно относится к счастью и горю. Он терпелив и довольствуется тем, что приходит к нему по милости Верховного Господа. Не ставя перед собой труднодостижимых целей, он всегда пребывает в радостном расположении духа. Неукоснительно следуя указаниям духовного учителя, преданный становится совершенным йогом, и, поскольку он обуздал свои чувства, ему присуща непоколебимая решимость. Его никогда не собьют с пути ложные аргументы, ибо ничто не может поколебать его решимости заниматься преданным служением. Он полностью осознал, что Кришна — вечный Господь, и ничто не может поколебать его веру в эту истину. Всё это помогает ему полностью сосредоточить свой ум и разум на Верховном Господе. Разумеется, редко кому удаётся достичь столь высокого уровня преданного служения, но каждый может подняться на эту ступень, если будет выполнять правила преданного служения.

Такими святыми высочайшего уровня были все истинные духовные учители (ачарьи) в нашей цепи ученической преемственности и в других авторитетных сампрадаях. Таким был Иисус Христос. Что же касается людей, признанных святыми, например, в христианстве, то здесь каждый случай нужно рассматривать отдельно — у нас нет для них общего критерия святости. То, что святыми их объявила церковь, не может служить для нас критерием. Многие люди, объявленные церковью святыми, пропагандировали учения, идущие вразрез с заключением Вед (например, что душа имеет начало во времени — возникает одновременно с телом). Это говорит о том, что у этих людей не было чёткого понимания самых основных духовных истин, а это значит, что святыми (обладающими совершенным знанием и свободными от ложного эго, по определению Кришны) их признать нельзя. Мы уважаем всех людей, признанных святыми, независимо от их «конфессиональной принадлежности». Но вопрос, насколько то, что им довелось претерпеть физические страдания, является результатом их кармы, а насколько — чистым служением Богу, остаётся.

Некоторые люди могут также участвовать в том, что можно назвать «культом страдания», чтобы почувствовать себя «более духовными». Очевидно, что это также далеко от настоящей святости. Вот что говорит об этом мой духовный учитель в своей лекции «Жажда наслаждения» (отредактировано для брошюры «Одиночество: кто может помочь?»):

Для человека естественно хотеть быть счастливым, для каждого из нас естественно хотеть быть удовлетворённым. Но некоторые люди почему-то считают, что духовный человек, трансценденталист — противник счастья. Они думают, что духовный человек любит страдать, наслаждается страданием.

Но если вы знаете науку об истинном «я», знаете, кто вы и какова ваша истинная функция, то вы знаете, что страдать для вас — неестественно. На Филиппинах, например, многие люди почему-то считают, что страдание равносильно духовности, что страдающий человек пребывает в духовном состоянии, и чем он беднее, тем духовнее. В определённое время года, особенно в Страстную неделю перед Пасхой, некоторые люди подражают Иисусу Христу и устраивают себе страдания. Они просят, чтобы их прибили к кресту или хлестали кнутом по спине, пока они несут крест. В культурах разных народов можно обнаружить подобное, когда люди сами подвергают себя страданию, чтобы почувствовать себя более духовными. Они считают, что если вы несчастны — это духовно, а если счастливы — не духовно.

О причинах и смысле страданий читайте также в ответе на вопрос «Можно ли изменить судьбу?».

1 Августа 12  –  Ника

Добрый день или вечер! Благодарю за ваш ответ! Мой вопрос: «Предопределён ли день смерти у собак?» У меня умерла собака, мне она дарила свою любовь и заботу… А теперь её нет рядом, боль никак не уходит из сердца… Мысли постоянно возвращаются в прошлое, может, надо было пойти к другому врачу… Чувство вины… Помогите…

15 Августа 12  –  Omkara

Здравствуйте, Ника

Я уже отвечал на похожий вопрос — пожалуйста, почитайте: «Как решать проблемы материального мира».

День смерти у животных абсолютно предопределён ими самими в прошлых человеческих воплощениях. Если человек может изменить день своей кончины своими действиями в этой жизни, то животным это не дано — они не создают карму, а только отрабатывают. Может быть, и возможны какие-то исключения из этого правила, но это должна быть совершенно особая ситуация, связанная с Богом, а у Вас случай типичный, общий.

У каждого из нас свой «поезд», который отойдёт по расписанию. Если время пришло, Вы уже ничего изменить не сможете. Даже если попытаетесь что-то предпринять, Вас просто «выключит» в нужный момент, и всё. Приход и уход в этот мир — это часть всемирного «спектакля», который совершенным образом «срежиссирован». Но тот, кто, стремясь к собственному удовольствию, причиняет страдания другим живым существам, будет нести за это ответственность. Поэтому нужно заниматься практикой бхакти-йоги, которая очищает сознание и учит правильному поведению в этом мире — помогает развивать привязанность к Богу, а не к временным материальным ситуациям и материальным наслаждениям.

Тот, кто привязан к Богу, любит всех живых существ, но не нуждается в них, не привязан к их временным материальным телам. Душа остаётся душой, в этом теле или в другом, и Бог продолжает заботиться о ней. Мы не должны пытаться брать на себя роль Бога, иначе будет закономерный результат — боль от того, что пошли «не к тому врачу». И чувство вины — от того, что не смогли успешно сыграть роль Бога. А как Вы могли её успешно сыграть, не будучи Им? Если Господь решил, что этой душе пора уходить, — всё, Вы уже ничего сделать не сможете.

Собака. Но ведь умирают не только собаки, но и близкие люди тоже. Не нужно привязываться к материальной ситуации, а пребывание конкретной души в конкретном теле — это материальная ситуация, т.е., временная. Если становится ясно, что душе пришло время уходить, — пожелайте ей удачного путешествия и помогите ей. «Отпойте» её святыми именами. И самое лучшее, если личность будет слышать от Вас святые имена, когда будет оставлять тело. Чем больше кто-то будет слышать святые имена в этой жизни, а также во время оставления тела, тем лучше. Это совет на будущее — скачайте с нашего сайта воспевание святых имён в исполнении нашего духовного учителя, слушайте регулярно, старайтесь сделать так, чтобы другие духовные души тоже слушали, а также используйте в тех случаях, когда кому-то из Ваших близких придёт время оставлять тело.

Удачи Вам!

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этим ответом:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Вы — духовная душа, искра Бога,
Бхакти-йога,
а также статьи раздела Медитация

Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта