Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Занимаясь регламентированной кармической деятельностью, совершая жертвоприношения, раздавая милостыню, совершая аскезы и изучая различные писания, проводя философские изыскания, обуздывая ум и чувства, ведя отречённый образ жизни и исполняя предписанные обязанности, занимаясь различными формами йогической практики и бхакти-йогой, идя путём преданного служения, который приводит к развитию привязанности и отрешённости, постигнув науку самоосознания и отрёкшись от всего материального, человек, который в совершенстве овладел различными методами самоосознания, постигает Верховного Господа таким, каким Он являет Себя в материальном мире и в духовной обители.

Шримад-Бхагаватам, 3.32.34-36

Все цитаты
7 Августа 10  –  Atman

Харибол! Насколько мне известно, брахманы являются высшей кастой в обществе. Они знают истинную цель жизни, очень благочестивы, изучили Веды под руководством авторитетных учителей, но не обязательно являются вайшнавами. В связи с этим вопрос: в чём разница между брахманами и вайшнавами? Можно ли изучать Веды под руководством таких брахманов и как проверить их квалификацию?

7 Сентября 11  –  Omkara

Харибол, Atman

Больше года мне понадобилось на то, чтобы изучить обширную и серьёзную тему, которую Вы затронули в своём вопросе (с учётом занятости другими делами), и вот, наконец, публикую ответ. Он получился очень развёрнутым, с большим количеством цитат из авторитетных ведических источников, поэтому я опубликовал его в виде отдельной статьи «Брахман и вайшнав» (в двух частях), а здесь привожу лишь краткий итог своих исследований.

Вы говорите: «Брахманы являются высшей кастой в обществе». На самом деле здесь нужно говорить не о кастах, а о варнах, или сословиях (см. основную статью). В современном обществе касты сохранились только в Индии, а системы четырёх варн и ашрамов, или духовных укладов, (варнашрамы) нет вообще нигде.

Далее Вы говорите, что брахманы «знают истинную цель жизни», но «не обязательно являются вайшнавами». Дело в том, что истинная цель жизни — развить любовь к Богу. Любовь неотделима от служения объекту любви. Вайшнав (преданный Вишну, или Кришны) — это тот, кто знает Бога, любит Его и служит Ему (или по крайней мере стремится развить любовь к Богу, занимаясь преданным служением под руководством чистого вайшнава). Поэтому брахман, не являющийся вайшнавом, на самом деле ещё не знает истинной цели жизни. Если бы он знал её, он занимался бы преданным служением, а значит, был бы вайшнавом.

Брахман, не являющийся вайшнавом, действительно может быть очень благочестивым и хорошо знать Веды (за исключением тех разделов, в которых описана высшая трансцендентная цель Вед). Другими словами, он может сознавать безличный аспект Бога. Это подробно описано в основной статье.

Для того чтобы были такие брахманы, о которых Вы пишете, должно быть ведическое общество. В предыдущие эпохи оно существовало повсеместно, а затем у людей, называвшихся ариями, но с началом Кали-юги постепенно сошло на нет. В культуре и обычаях Индии можно наблюдать некоторые остатки ведической культуры, но многое было извращено. Например, изначальная система варнашрамы превратилась в кастовую систему, имеющую мало общего с варнашрамой, описанной в священных писаниях.

А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, представивший ведическое знание людям Запада, в своих книгах уделяет большое внимание описанию ведического общества. Мы должны знать, каким в идеале должно быть общество, государство, управление государством и т.д. В наше время возродить систему варнашрама-дхармы в полном объёме не представляется возможным. Тем не менее, ачарьи-вайшнавы своей просветительской работой стараются всячески способствовать тому, чтобы люди не забывали, как на самом деле должно быть, и там, где это возможно, старались вводить элементы авторитетной системы варнашрамы в жизнь общества. Или, по крайней мере, в жизнь своих духовных сообществ — в той степени, в какой это не противоречит реалиям общества в целом. (Например, в современном обществе невозможно выполнить ведическое наставление о том, что санньяси человек, отрёкшийся от мира, — должен странствовать, ходя от двери к двери, прося подаяние и проповедуя Абсолютную Истину, и спать под деревом или в доме, где ему милостиво предоставят ночлег. Для того, чтобы это было возможно, должны быть домохозяева, у которых уже есть определённые знания и культура следовать наставлениям Вед, но в западном обществе таких людей нет.)

В ведическом обществе принадлежность человека к определённой варне (сословию) — брахманов (учёных, священнослужителей), кшатриев (воинов, администраторов), вайшьев (земледельцев, торговцев, бизнесменов) или шудр (рабочих) определяется конкретными качествами человека, а отнюдь не только рождением в определённой семье. Существует множество примеров перехода людей той или иной династии, описанной в ведической литературе, из одного сословия в другое.

В Индии люди, называющие себя брахманами, чаще всего бывают лишены необходимых брахманических качеств, которые Вы перечислили. Обычно они считают, что брахман это тот, кто родился в брахманской семье, и всё. Такие люди называются смарта-брахманами. Всё это подробно описано в основной статье «Брахман и вайшнав».

Но даже если бы Вам удалось найти брахмана, обладающего всеми качествами, описанными в священных писаниях, но не являющегося вайшнавом, принимать его своим духовным учителем было бы в высшей степени неразумно. Священные писания и ачарьи советуют принять духовным учителем вайшнава высочайшего уровня, и под его руководством изучать ведическую сиддханту заключение Вед. Это нужно сделать в первую очередь, иначе никакое серьёзное духовное продвижение совершить невозможно. И если такой духовный учитель даст Вам наставление изучить какой-то из предварительных разделов Вед, он также скажет, каким образом Вы должны это делать, нужно Вам обратиться за руководством ещё к кому-то или нет.

В Кали-югу милостью Господа Чайтаньи нам открыт быстрый и прямой путь к духовному самоосознанию. Если же Вы вместо этого захотите идти трудным и медленным окольным путём, то почти наверняка потерпите неудачу. Такова особенность людей нашей эпохи.

Более развёрнуто этот вывод представлен в конце второй части статьи «Брахман и вайшнав».

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация