Счастье истинное и ложное | Индра в теле свиньи
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Кто такой Бог?

Верховная Личность
Безличный дух, Вселенский разум, Природа и т.п.
Бога нет
Я Бог
Иное (5)

Результаты

Жемчужины мудрости

Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели — всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами.

Шримад-Бхагаватам, 2.9.36

Все цитаты

Иллюзорное счастье
или как царь небес побывал в теле свиньи

17-я рассылка, 7 июля 2017 г.

Читать историю сайта

Может ли счастье быть ложным? Французский писатель Андре Моруа считал, что не может. Известный его афоризм гласит: «Счастье не может быть ложным, ибо оно есть состояние души». Другими словами, вы ощущаете то, что ощущаете. Если вы в данный момент чувствуете себя счастливым, это и есть «состояние души», именуемое счастьем.

Такая философия основана на непонимании природы души. Стоит ли удивляться? Философ Герберт Фейгл в 1967 году писал: «Как гласит поговорка, научная психология, потеряв сначала душу, затем сознание, похоже, скоро лишится и ума». Речь идёт о попытке современной науки свести все духовные и психические явления к биохимическим процессам, происходящим в мозгу.

Моруа в данном случае стоит на ступеньку выше «научной психологии». Для него счастье — это на самом деле состояние ума. В духовной науке оно называется «материальным счастьем». Не удивительно, что, будучи материалистом (ещё один его перл гласит: «Время, проведённое с женщиной, нельзя назвать потерянным»), Моруа знал только этот тип счастья — материальное чувственное наслаждение.

Не следует думать, что ум — это только мысли. Ум (санскр. манас) отображает всё, что относится к сфере сознания, в том числе и чувства. А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет в комментарии к Чайтанья-чаритамрите (Мадхья-лила, 13.137):

Функции ума — думать, чувствовать и желать. Так ум принимает то, что в материальном отношении благоприятно, и отвергает неблагоприятное. Подобным образом устроено сознание большинства людей.

А в предисловии к книге «Нектар преданности» он пишет:

Чувственные наслаждения быстро кончаются, и потому их называют чапала-сукхой, «зыбким счастьем».

Материальное счастье — преходящее, и очень быстро преходящее. В этом его отличие от духовного счастья, которое имеет под собой очень прочную основу. А также материальное счастье бывает разного качества, в зависимости от преобладающей гуны материальной природы.

То, что в начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самоосознанию, называют счастьем в гуне благости.

Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.

А счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порождённое сном, ленью и иллюзией, — такое счастье называют счастьем в гуне невежества.

Бхагавад-гита, 18.37-39

Счастье в понимании Андре Моруа — это почти исключительно счастье в гуне страсти, насколько можно судить по его умонастроению. Но даже счастье в невежестве, стоящее на одну ступень ниже, он, согласно своему определению, должен был бы признать истинным. Например, порождённое глубочайшей иллюзией так называемое счастье, которое испытывает человек, находящийся под влиянием алкоголя или наркотиков. Даже несмотря на то, что это «счастье» сопровождается разрушением тела и деградацией личности, он не может позволить себе назвать его ложным. Таков результат ошибочных представлений мирских «мудрецов».

Другие «мудрецы» претендуют на некое проникновение в духовную суть вещей, но при этом тоже занимаются жонглированием словами и понятиями. Например, пытаясь утверждать, что счастье — это «отсутствие несчастья», а потому несчастье первично, а счастье вторично, и поэтому нет смысла стремиться к счастью. А то, к чему есть смысл стремиться, это блаженство.

Доля истины во всём этом, конечно, есть. Но не нужно искусственно сужать понятия, лишая слово «счастье» присущего ему положительного содержания. Опасность таких словесных манипуляций в том, что человек может прочитать их, проникнуться идеей, а затем свысока начать критиковать святых людей, не следующих такой жёстко-ограничительной, ничем не обоснованной схеме использования слов.

«Счастье» и «блаженство» — это синонимы, не разделённые по смыслу так строго, как кажется вышеупомянутым «мудрецам». Счастье (сукха) и блаженство (ананда) понятия разные, но близкие. Слово «счастье» означает не только материальное чувственное наслаждение или отсутствие страданий, но и состояние духовного блаженства. Поэтому можно с полным правом утверждать, что живое существо, будучи духовным по природе, стремится к счастью, или блаженству, как хотите, так и называйте.

Настоящий мудрец, А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, в совершенстве знающий науку о душе, не стесняется называть обманчивое и преходящее материальное счастье ложным и иллюзорным, поскольку в сравнении с вечным и безграничным духовным счастьем оно таковым и является. На самом деле ведическая литература сравнивает материальное, чувственно-ментальное счастье с миражом. Оно хоть и реально, но временно, очень ограниченно и не удовлетворяет душу. Поэтому оно иллюзорно (майя-сукха). Душа, будучи духовной по природе, нуждается в духовном счастье — ничем не ограниченном и вечном. Бхактиведанта Свами говорит:

Дни и ночи напролёт люди трудятся не покладая рук ради иллюзорного, материального счастья, но такая деятельность никогда не сделает их счастливыми. Истинное счастье можно обрести, только освободившись из материального плена и вернувшись домой, к Богу.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 4.29.34

Тем не менее живое существо, даже находясь в самых отвратительных условиях жизни, под влиянием иллюзии считает себя счастливым и не хочет ничего менять, испытывая привязанность к этому призрачному ощущению счастья и боясь его потерять. Прекрасной иллюстрацией этого служит история, приключившаяся однажды с царём райских планет Индрой* и описанная в ведической литературе. Вот как её приводит Бхактиведанта Свами в комментарии к Шримад-Бхагаватам, 3.25.41 (книга «Учение Господа Капилы, сына Девахути», глава 17, стих 41):

Однажды Господь Индра, царь небес, был проклят Брихаспати, духовным учителем полубогов, и в результате родился свиньёй на Земле. Спустя некоторое время Брахма* сжалился над ним и решил освободить его от этого проклятия.

— Индра, — сказал он, — ты достаточно настрадался. Пришла пора возвращаться в небесное царство.

— Куда? — не понял Индра, находившийся в теле свиньи.

— На райскую планету, — повторил Господь Брахма.

— Ну что ты! — запротестовал Индра. — Об этом не может быть и речи. У меня здесь семья, дети. Как я их брошу? И вообще, — добавил он, — я очень счастлив. Позволь мне остаться здесь.

Подобно этому, каждый из нас считает себя счастливым, в каких бы ужасных условиях он ни жил. Только по-настоящему разумный человек способен понять, что на самом деле материальная жизнь исполнена страданий. Говорят, что неведение — благо, но умный человек знает цену такому «счастью».

Будучи временным, материальное счастье неизбежно сменяется несчастьем в полном соответствии с законами «полосатой жизни» в этом мире. В результате отказа царя небес вернуться и заняться выполнением своих прямых обязанностей по управлению райскими планетами Брахма был вынужден начать убивать детей Индры-кабана, чтобы его ощущение свиного счастья несколько поубавилось. Критиковать за это Брахму не нужно — всё происходило в полном соответствии со сценарием божественного спектакля, все участники которого в конечном итоге получают благо. Такие божественные спектакли организуются лично Господом и отражаются в священных писаниях в виде поучительных историй для общей пользы.

Подробности дальнейших событий в разных изложениях этой истории разнятся — то ли Индра жил с семьёй на ферме и Брахма косвенно устроил так, что хозяин зарезал сначала всех поросят, затем жену Индры, а затем чуть ли и не самого Индру, то ли он жил как дикий кабан в лесу и Брахма начал лично убивать членов семьи Индры — так или иначе земное счастье Индры улетучилось и он согласился вернуться в райское царство. Конкретный источник этой истории мне неизвестен, поэтому проверить подробности я не могу, но важна суть, а не подробности. Эта история, подобно притче о блудном сыне из Нового Завета, на примере аналогии показывает то положение, в котором оказались все мы. Бхактиведанта Свами раскрывает эту аналогию в другой своей книге, «Раджа-видья — царь знания», глава 5:

Даже несмотря на обещание Брахмы вернуть его на райские планеты, Индра, принявший облик свиньи, не захотел отправиться с ним. Вот что такое забвение. То же происходит и с нами. Когда к нам является Господь Кришна* и говорит: «Что вы делаете в этом материальном мире? Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Возвращайтесь ко Мне, и Я защищу вас», мы отвечаем: «Я не верю Вам, уважаемый. У меня здесь более важные дела». Таков удел обусловленной души — забывать. Но память быстро вернётся к нам, если мы будем следовать по стопам духовных учителей.

Иногда для того, чтобы мы захотели следовать, нам требуется серьёзное потрясение, и Верховный Господь устраивает его в нашей жизни, как Он это сделал в случае Индры. Бхактиведанта Свами говорит («Выше сомнений и иллюзий», глава 7):

…Кришна иногда создаёт ситуации, в которых живое существо приходит в отчаяние и в отчаянии обращается к Кришне и полностью предаётся Ему.

Кстати, это и есть ответ на вопрос, зачем в этом мире существует страдание. Назначение страдания — дать нам понять, что этот мир не наш дом, чтобы мы задались целью достичь освобождения и в конечном счёте предались Богу.

В моей жизни абсолютно отчаянная ситуация сложилась осенью 1988 года. Мне пришлось пережить очень сильные душевные страдания, и это, без сомнения, было результатом моей плохой кармы. Но помимо кармы во всём этом явно играло роль ещё что-то, поскольку вошёл я в эту ситуацию «правоверным» советским атеистом, а вышел человеком, допускающим возможность существования Бога, к которому можно обратиться за помощью. Моя уверенность в том, что никакого Бога конечно же нет, была поколеблена.

Таким образом, страдания плохой кармы предназначены не для того, чтобы «отомстить» непослушной душе, а для того, чтобы помочь ей пробудиться к сознанию Бога. В зависимости от её восприимчивости происходящие события имеют много нюансов, и кое-что Господь даже организует непосредственно, лично. Закон кармы это не простая арифметика, которую так любят критиковать недалёкие люди, отрицающие его вообще, а скорее сложная алгебра, учитывающая абсолютно все аспекты сознания живого существа, и иногда Господь непосредственно участвует в событиях, а не только наблюдает в образе Параматмы за правильностью применения награды и наказания ответственными полубогами.

Хочется подытожить всё уже сказанное об иллюзии и иллюзорном счастье следующим рядом стихов из Шримад-Бхагаватам (3.30.1-6):

Верховный Господь, Личность Бога, сказал: Как вереницы облаков, носимых ветром, ничего не знают о его могуществе, так и человек, обладающий материальным сознанием и поглощённый кармической деятельностью, не подозревает о могуществе времени, несущего его.

Верховная Личность Бога в образе времени повергает в прах всё, что ценой огромных усилий и упорного труда создаёт материалист в своих стараниях обрести так называемое счастье. Видя это, обусловленная душа погружается в скорбь.

Сбитый с толку материалист даже не подозревает о том, что тело бренно, так же как и всё, что связано с телом: его дом, земля и богатство, к которым он так привязан. Только по неведению он думает, что всё это будет существовать вечно.

В какой бы форме жизни ни родилось живое существо, оно получает определённое удовольствие от пребывания в теле данного типа и никогда не сожалеет о том, что находится в подобных условиях.

Обусловленное живое существо вполне довольно тем телом, которое у него есть. Введённое в заблуждение энергией иллюзии, покрывающей его знание, оно не желает расставаться со своим телом, даже если живёт в аду, ибо и там оно ухитряется наслаждаться жизнью.

Причиной удовлетворённости обусловленной души условиями своего существования является глубоко укоренившаяся в ней привязанность к телу, жене, дому, детям, домашнему скоту, богатству и друзьям. Окружив себя всем этим, обусловленная душа считает, что достигла совершенства.

Конец такого «счастья», основанного на привязанности к материальному, всегда печален. Хорошо, если к концу жизни человек начинает осознавать, что жизнь, по сути, прожита зря. Всё было в ней — дети, внуки, работа, веселье, много усилий, приложенных для достижения целей; нет лишь одного — удовлетворения. Созерцая приближающийся конец, человек ощущает пустоту и понимает, что не сделал в жизни чего-то очень важного. Это хорошо потому, что в следующей жизни такой человек с большой вероятностью всё-таки займётся тем, для чего предназначена человеческая жизнь, — самоосознанием, развитием отношений с Богом.

Но для этого не обязательно ждать следующей жизни. Давайте будем разумными. Давайте направим свои усилия к тому, чтобы обрести настоящее счастье, вместо того чтобы довольствоваться его иллюзией, которая рано или поздно развеется.

*Индра — полубог, царь Сварги, райских планет среднего уровня материальной вселенной.

*Брахма — главный полубог, заведующий делами материальной вселенной, господин Индры. Управляет гуной страсти.

*Кришна — властелин материального и духовного мира, Всевышний, Верховный Господь, тот, кого обычно называют просто Бог. Занимает уникальное положение, являясь Абсолютным Целым. Все остальные души, воплощённые в телах полубогов, людей, животных и т. д., — Его бесконечно малые неотъемлемые частицы.

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски

Всего хорошего и харибол!
Омкара (админ Haribol.ru)

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация