Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Признаёте ли Вы, что существовали до зачатия этого тела?

Да
Нет
Как одну из гипотез

Результаты

Жемчужины мудрости

Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь её.

Бхагавад-гита, 2.29

Все цитаты

Кто вы?
Открывая ваше истинное «я»

Часть 1

Вы — не тело

Часть 2. Вы — не ум
Часть 3. Вы — духовная душа, искра Бога

Большинство людей отождествляют себя со своим телом. Каждый раз, подходя к зеркалу, мы нисколько не сомневаемся, что видим в нём именно себя. Поэтому мы часто бываем расстроены, думая: «Я толстая и некрасивая», «У меня появились новые морщины» и т.д. Отождествление с телом настолько сильно, что мы постоянно говорим и думаем: «Мне тридцать лет», «Мой рост 170 см», «Я вешу 70 кг». Если наше тело русское, мы думаем: «Я русский», если оно, скажем, якутское, мы думаем: «Я якут», если мужское — «Я мужчина», если женское, детское, старое — «Я женщина», «Я ребёнок», «Я старик»… Но на самом деле ваше тело — это вовсе не вы.

Осознать, что вы — не тело, можно разными способами. Самый быстрый и лёгкий из них — просто принять это как Истину. Бог и Его истинные представители говорят нам об этом через священные писания и ученическую преемственность. Господь говорит, что материальное тело — просто временная собственность вас самих, вашего «я»:

Живое существо неразрушимо, неизмеримо и вечно, а тело, в котором оно воплощается, обречено на смерть…

Бхагавад-гита, 2.18

То же самое утверждается в Новом Завете:

Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа… то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.

2 Коринфянам, 5.6, 8

Если вы можете быть вне тела, но, тем не менее, всё же существовать где-то в другом месте, то, очевидно, вы — не тело.

В Новом Завете также говорится, что вы можете войти в царство Бога, но ваше материальное тело — не может:

…Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия…

1 Коринфянам, 15.50

Очевидно, если вы можете войти в царство Бога, а ваше физическое тело не может, это означает, что вы — не физическое тело, не плоть и кровь.

В бессчётном числе мест в священных писаниях сказано, прямо или косвенно, что вы не тело. Таким образом, если вы безоговорочно верите в Бога и Его слово, вам очень легко осознать, что вы не тело.

Следующий способ — это своего рода медитация, которая может помочь вам осознать, что тело и отдельные его части принадлежат вам, а не являются вами. Медитацию можно назвать так: «Поиск себя в теле». На самом деле, начинать нужно с понимания того, что я нахожусь внутри тела, а не вне его. Но это настолько очевидно, что не требует отдельного рассмотрения.

Итак, начнём поиск. Подумайте о каждой части своего тела, одна за другой, задавая себе вопрос: «Это — я?» Например, подумайте о кисти левой руки и спросите себя: «Кисть левой руки — это я?» Потом задайте себе тот же вопрос о кисти правой руки, левой стопе, правой стопе, затем обо всей левой руке и правой руке. Подумайте обо всех остальных частях своего тела: носе, ушах, зубах, губах, волосах, крови, коже, мышцах, половых органах, желудке, печени, сердце, почках и т.д. Если хотите, можете даже представить себе, что определённая часть отделена от остального тела. Например, вы можете представить себе, что у вас нет левой ноги, и спросить себя: «Моей левой ноги нет… а меня?» Очевидно, что если вашей левой ноги нет, вы не перестали существовать. Если проделать это умственное упражнение должным образом, оно может помочь вам осознать, что ваше тело — не вы.

На самом деле, многие органы можно заменить донорскими или искусственными, а я по-прежнему буду существовать. Какую бы часть тела мы ни взяли, включая мозг, какую бы клетку или молекулу нашего тела мы ни рассмотрели, все они являются деталями невероятно сложного механизма, который называется «наше тело». А детали механизмов, как известно, подлежат замене. И если некоторые части тела люди ещё не научились заменять, то тем и хорош мысленный эксперимент. Он помогает понять, что в принципе все эти детали можно заменить, а я при этом останусь собой. Я не являюсь телом или какой-то его частью. Я нахожусь внутри тела, но я — не тело.

Те, кто лишился конечностей, например, на войне, непосредственно пережили ту медитацию, о которой мы только что говорили. Из бесед с этими людьми можно вынести чёткое впечатление, что они по-прежнему ощущают себя полными, целыми личностями. Некоторые лишаются обеих рук и обеих ног, но, тем не менее, не считают, что стали «полуличностями». Тот, кто лишился конечностей, по-прежнему ощущает себя тем же человеком. Вот почему такой человек очень расстраивается, когда старые друзья относятся к нему по-другому. Он чувствует: «Я — по-прежнему я, но я лишился ног». Осталось то же самое существо, та же личность, но часть его тела отсутствует. Части тела — не личность, а собственность личности.

Ещё один способ понять, что я не тело, — это анализ данных, полученных современной наукой. На самом деле, замена всех частей нашего тела происходит сама собой без нашего участия. Клетки тела постоянно заменяются новыми, а старые и мёртвые выводятся из него в виде отходов. Но на уровне молекул — мельчайших частичек вещества, из которых состоят клетки, — замена происходит ещё быстрее. Молекулы сложных химических веществ (белков, нуклеиновых кислот и т.п.) постоянно разрушаются и выводятся из организма, а их место занимают новые молекулы, материалом для которых служит пища, вода и воздух, поступающие в наше тело извне. Весь этот сложный процесс называется «обмен веществ», или метаболизм.

Специалисты в этой области пришли к выводу, что полное, стопроцентное обновление атомов, составляющих наше тело, происходит максимум за пять лет. Другими словами, пять лет назад в вашем теле не было ни одного атома из тех, которые есть в вашем теле сегодня.

Д-р Пол Эберсолд из Окриджского центра атомных исследований сообщает, что, прослеживая с помощью радиоизотопов многочисленные химические соединения, непрерывно поступающие в тело и покидающие его, он пришёл к выводу, что около 98% всех 1028 атомов, из которых, в среднем, состоит тело человека, ежегодно заменяются. Кости, по его утверждению, довольно динамичны. Их кристаллы постоянно растворяются и формируются вновь. Желудочная стенка заменяется каждые пять дней, кожа изнашивается и полностью обновляется в течение приблизительно месяца, и каждые шесть недель наша печень становится совершенно новой. Что касается того, сколько времени потребует замена всех до последнего нейронов, самого плотного коллагенового сухожилия и самого неподатливого атома железа в гемоглобине (в этих структурах обменные процессы протекают с наибольшим «скрипом»), то для этого, возможно, понадобятся годы. Но, в любом случае, есть предел этому «упрямству» немногих остающихся, и… Дональд Хэтч Эндрюс, профессор химии в университете Джона Хопкинса, по-видимому, долгое время изучавший этот вопрос, определил его приблизительно в пять лет, после которых, вероятно, можно считать физическое тело полностью новым, до последнего атома1.

Многие люди считают, что личность — это мозг или определённая часть мозга. Может быть, и вы относитесь к их числу. В таком случае, вы придёте в изумление, услышав следующее:

Недавние исследования обмена молекул в нервных клетках [мозга] показали, что, хотя сами клетки и сохраняют свою индивидуальность, в течение жизни их макромолекулярный состав обновляется около десяти тысяч раз2.

Другими словами, вещество, из которого состоят клетки мозга, полностью обновляется каждые три дня. Ваш мозг — та масса вещества, которая находится сегодня в вашей черепной коробке, — это уже совсем другой мозг, чем тот, который был там на прошлой неделе.

Листая семейный альбом, вы можете увидеть разницу между телом, которое постоянно меняется, и неизменным самим собой. Взгляните на фотографию «себя» (своего тела), когда ему было год или пять лет. Затем спросите себя: «Где сейчас это тело?» Посмотрите на своё детское, а затем подростковое тело и задайте себе тот же вопрос. Где все эти тела, сфотографированные много лет назад? Сегодня в вашем теле нет ни одного атома из тех тел, которые были сфотографированы. Глаза, которые вы видите на фотографии, — это не те глаза, которыми вы смотрите. Они состоят из совершенно других материальных частиц. Тела, которые вы видите на этих фотографиях, давно разделились на составные части и смешались с общей массой материальных элементов, а их компоненты вошли в состав других тел: насекомых, растений, птиц, животных, людей и т.д.

Те частицы, из которых состоит ваше нынешнее тело, конечно, тоже не «новые»; они использовались раньше. Ваше тело сделано из вторсырья. Вещество, которое, предположительно, является вами, уже было частью самых разных тел. Такой взгляд на ситуацию показывает абсурдность заключения учёных-материалистов* о том, что вы — «совокупность атомов и молекул», обозначенная вашим именем. Если тело — это «я», если вы являетесь совокупностью молекул и атомов, то рассеяние этих частиц должно положить конец данной «совокупности». Того набора атомов и молекул, который имел определённое совокупное название (ваше имя), больше не существует. Если вы тело, то с распадом тела должны прекратить своё существование и вы. Но этого не происходит.

Материальное тело иногда сравнивают с одеждой, которую носит душа. Когда-то у вас было младенческое тело, затем вы сняли младенческое тело и надели детское тело, потом вы носили подростковое тело, а после этого вы надели юношеское тело. Во всех случаях это были вы, одна и та же душа, одетая в эти разные тела.

Вы, ваше «я», представляете собой постоянный фактор в море физических (телесных) изменений. Вы присутствовали на протяжении всей этой смены тел. Когда телу было двенадцать лет, вы ошибочно полагали: «Мне двенадцать лет». Когда телу было двадцать лет, вы, то же самое «я», ошибочно считали: «Мне двадцать лет». Но «я» — одно и то же. Сначала вы, истинное «я», отождествляли себя с одним объектом (двенадцатилетним телом). Позже вы ошибочно отождествили себя с совершенно другим объектом (двадцатилетним телом). Таким образом, вы, ваше «я» — неизменно. Меняется тело, а вы всякий раз отождествляете себя с этими разными телами.

Чувственные опыты не удовлетворяют

Я рос в богатой семье, поэтому у меня всегда было всё, что я хотел, — шикарные машины, стереосистемы, прекрасная одежда, девушки… но я никогда не был по-настоящему счастлив. Поэтому я увлёкся наркотиками.

Из рассказа американского наркомана

Большинство людей используют тело как машину для получения удовольствий. Зачем ещё поддерживать жизнь в этом теле, если не ради плотских наслаждений? Например, зачем большинству из нас нужен язык? Чтобы наслаждаться вкусом пищи. Половые органы — для приятных сексуальных ощущений, высшее из которых — оргазм. С помощью глаз, ушей, носа мы тоже хотим видеть, слышать, обонять приятное. Богаты мы или бедны, образованны или неграмотны, цивилизованны или нет — как правило, мы стараемся удовлетворять требования чувств. И причина этому — ошибочное отождествление себя с телом.

Если вы считаете, что вы тело, вы будете пытаться достичь удовлетворения, угождая телу. Вы будете думать: «Я — тело, и хочу быть счастливым, удовлетворённым». Поэтому вы постараетесь удовлетворить желудок, язык, гениталии, уши, глаза, нос и т.д., думая, что это принесёт вам то внутреннее удовлетворение и счастье, которого вы жаждете.

Но телесные удовольствия не приносят удовлетворения. Это ещё одно свидетельство того, что вы не тело. Сколько ни угождай чувствам, всё равно никогда не испытаешь внутреннего удовлетворения.

Это вовсе не значит, что чувственные удовольствия — это плохо, и вместо них нужно стремиться к телесным страданиям. Механическая замена «плюса» на «минус» не приведёт ни к чему хорошему. Мы просто хотим обратить внимание на тот факт, что телесные удовольствия не делают нас счастливыми, и поэтому глупо считать их целью жизни.

Часто люди так усердно стараются найти счастье в объектах чувств, что могут даже пытаться наслаждаться с помощью нескольких или всех органов чувств сразу. Например, кто-то может смотреть телевизор и одновременно с этим слушать радиоприёмник, жевать картофельные чипсы, потягивать пиво и курить сигарету, а во время рекламных пауз ещё и листать журнал. Мы стараемся наполнить себя всевозможными ощущениями, но по-прежнему не удовлетворены; нам всё равно чего-то не хватает.

Вы можете съесть столько, что у вас заболит желудок, но вам всё равно хочется ещё. Хотя желудок набит так, что это причиняет физическую боль, вы (ваше «я») — не наполнены, вы по-прежнему хотите поглощать. Тот факт, что тело может быть наполнено, удовлетворено, а вы при этом — ощущать пустоту, свидетельствует о том, что вы — не тело (продолжение темы «Чувственные опыты не удовлетворяют»).

Восприятие

Сейчас вы видите этот текст, а рядом с ним — изображение цветка. Но что такое восприятие?

Посмотрите на цветок и скажите себе: «Я вижу цветок». Вы — тот, кто видит, воспринимает цветок; цветок — видимый, воспринимаемый объект. Таким образом, двумя основными факторами восприятия являются зритель («я») и видимое, наблюдатель и наблюдаемое. Теперь, глядя на цветок, задайте себе вопрос: «Я вижу этот цветок. Но где нахожусь я, зритель? И из каких материальных элементов я состою?»

Вы можете ответить, что ваш глаз видит цветок, и что поэтому ваш глаз и есть зритель. Но на самом деле ваш глаз ничего не видит.

Упрощённое физиологическое «объяснение» зрения таково: свет от окружающих предметов раздражает сетчатку, вызывая химическую реакцию. Это, в свою очередь, раздражает волокна зрительного нерва. Возбуждение нерва запускает цепную реакцию электрических импульсов. Говорится, что поток этих электрических импульсов, в основном, направлен «от сетчатки через ствол мозга (таламус) до извилин зрительной коры и обратно в ствол мозга»3.

Таким образом, всё, что делает глаз, это раздражает зрительный нерв. А зрительный нерв всего лишь передаёт электрические импульсы в головной мозг и через различные его части. Ничто из этой «технической» информации нисколько не приближает вас к пониманию того, кто вы и где вы, зритель, находитесь.

Так где же зритель? Где вы? Вот в чём вопрос. Даже если учёные смогут определить, как электрохимические импульсы преобразуются в такие разнообразные формы, как золотистый солнечный закат, красный автомобиль или цветок, основной вопрос всё равно останется тем же: где тот, кто смотрит на эти формы и образы? Из чего он состоит? В какой части тела или мозга находится? Другими словами: какова ваша сущность, и где вы?

Вы не можете ответить на этот вопрос, анализируя наблюдаемую картину и электрохимические импульсы, которые она приводит в движение. Вы — роговица? Зрачок? Химическое вещество (медиатор), выделяемое нервной клеткой? Определённая клетка в зрительной коре? Конечно, нет.

Вы не только видите, но и слышите, осязаете, ощущаете вкус и запах. Все виды чувственного восприятия, включая зрение, используют один и тот же основной электрохимический процесс. Согласно традиционной научной теории, внешняя среда раздражает определённый орган чувств (например, слух возбуждается звуковыми волнами, зрение — светом, и т.д.) и электрические импульсы посылаются в мозг. Но точно так же, как исследователи не могут найти вас — зрителя, они не могут найти вас — того, кто слышит, чувствует запах, ощущает прикосновение и вкус. Другими словами, вас — того, кто воспринимает, получает информацию с помощью этих чувств, — нельзя отождествить ни с какой определённой клеткой, молекулой и любой другой материальной субстанцией в мозге или в каком-либо ином месте тела.

Часть 2. Вы — не ум

Дополнительные статьи

Может быть, вы не существуете?
Древняя мудрость: вы вечны
«Истина сделает вас свободными» — победа над смертью
Миф о смертности: принимая желаемое за действительное?

1. Guy Murchie, The Seven Mysteries of Life. Boston: Houghton-Mifflin, 1978, pp. 321-322
2. Paul Weiss, The Living System: Determinism Stratified, in Arthur Koestler and J. R. Smythies, eds., Beyond Reductionism. London: Hutchinson, 1969, p. 13
3. Wilder Penfield, The Mystery of the Mind. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1975, p. 15

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите на номер ссылки

___________________________

* Вот что утверждает один из самых влиятельных в прошлом учёных Америки Карл Саган:

Я — совокупность воды, кальция и органических молекул, называемая «Карл Саган». Вы — совокупность почти таких же молекул с другим общим наименованием (Carl Sagan, Cosmos. New York: Random House, 1980, p. 127).

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация