Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Почему Бог допускает страдания?

Мстит грешникам
Не в силах справиться с Дьяволом
Потерял управление этим миром
Чтобы мы усваивали уроки и очищались
Иное (4)

Результаты

Жемчужины мудрости

Тот, кто видит, что во всех телах индивидуальную душу сопровождает Сверхдуша, и понимает, что ни душа, ни Сверхдуша не погибают, хотя и находятся в обречённом на гибель теле, видит вещи такими, как они есть.

Бхагавад-гита, 13.28

Все цитаты

Духовный учитель: брошюры, книги, лекции

Причина плохой экономики

Брошюра Духовного учителя 1983 года, полностью актуальная и сегодня.

Ошибочное отождествление себя с материальным телом является причиной всех сегодняшних экономических проблем. Э. Ф. Шумахер был первым современным экономистом, указавшим на этот факт в своей книге «Малое прекрасно», ставшей его бесценным даром всему человечеству:

Думаю, Ганди ответил на этот вопрос: «Необходимо признать и искренне уверовать в существование помимо тела вечной души. Ненасилие бесполезно без живой веры в Бога Любви»1.

Почему необходимо осознание существования души помимо тела? Какое отношение это может иметь к экономике? Шумахер отвечает:

С такой [материалистической] жизнью человек человеку непременно волк, а страна стране — враг, так как потребности безграничны, а безграничное достижимо не в материальном мире, но только в мире духовном2.

Далее Шумахер объясняет, что, когда люди пытаются удовлетворить свои духовные желания в материальной сфере, это заканчивается борьбой за ограниченные ресурсы, потому что их желания безграничны. Когда они пытаются осуществить эти желания в имеющем предел мире, это неизбежно приводит к конфликтам и борьбе за ограниченные ресурсы. Таким образом, исходной посылкой Шумахера является то, что, пока мы не осознаем существования души помимо тела, мы будем отождествлять себя с телом. Другими словами, будем думать: «Я тело». Поэтому мы придём к следующему заключению: «Если я смогу удовлетворить своё тело, я буду счастлив. Я могу жить лишь хлебом единым».

Мы не можем жить лишь хлебом единым

Конечно, живое существо, или душа, не может удовлетвориться одним лишь хлебом. Доказательством этому служит тот факт, что именно богатые страны и народы больше всего страдают от всё возрастающих преступности, наркомании, психических заболеваний и т. п. Точно так же как материальное тело нуждается в «материальной пище», духовная душа, или личность, внутри тела нуждается в «духовной пище». У моего тела есть потребности, и у меня, души внутри тела, также есть определённые потребности. Я могу достичь удовлетворения, только установив связь с Верховным Духом. Я принадлежу к высшей духовной энергии Бога. Никакое количество низшей материальной энергии Бога не может меня удовлетворить.

«Я не могу получить удовлетворения»

Некоторое время назад была очень популярна рок-н-ролльная песня группы «Роллинг Стоунз» «Я не могу получить удовлетворения». Почти каждый испытывает неудовлетворённость. Как бы усердно мы ни старались выжать удовольствие из материи, мы никогда не бываем удовлетворены. Пища, секс, музыка — ничто не даёт желаемого результата. Почему? Потому что мы пытаемся утолить нашу духовную жажду материальной энергией.

Очень важно понять, что, если вы отождествляете тело с собой, вы, естественно, будете считать, что любое чувство пустоты, любая жажда или желание — это жажда тела. Таким образом, вы придёте к выводу, что можете утолить эту жажду, дав что-нибудь своему телу, насытив свои чувства. «Я ощущаю пустоту. Мне не нравится это чувство пустоты. Я тело. Дай-ка я наполню себя чем-нибудь». И вы встаёте на путь бесконечного материального потребления, пытаясь «наполниться» с помощью наполнения своего тела. Например, даже хотя вы совсем не голодны, вы можете направиться к холодильнику и просто стоять у его открытой дверцы, пытаясь решить, что же вас удовлетворит. На самом деле такой человек подобен ходячему говорящему пылесосу, всасывающему в себя всё. Или осьминогу, который вытягивает свои щупальца с чувствительными присосками, пытаясь втянуть в себя всех и всё, что только можно. Например, некоторые люди будут сидеть перед телевизором с тарелкой пищи, выпивкой на столе, тлеющей сигаретой на пепельнице, включённым радиоприёмником, газетой на коленях, пытаясь втянуть через каждый из своих органов чувств столько, сколько они могут.

Э. Ф. Шумахер сравнивает таких людей с обществом наркоманов:

…современное общество потребления похоже на наркомана, который, как бы плохо ему ни было, никак не может слезть с иглы. Что бы там ни говорили, большинство самых серьёзных проблем современности порождаются богатыми странами, а вовсе не бедными3.

Всасывание

Самый очевидный пример того, как ощущение пустоты ведёт человека к ненужному материальному потреблению, — это курение. В курении нет смысла. Вы всасываете дым и пытаетесь удержать его внутри как можно дольше. Но, поскольку вы его вдохнули, вам придётся его выдохнуть. Поэтому вы выпускаете его наружу. Вы ничего не достигаете. Вы вдыхаете его и выдыхаете, вдыхаете и выдыхаете. Чем вы, в конце концов, занимаетесь? Это абсурд. Любой, у кого есть хоть какой-то разум, это поймёт. Ладно, вы всосали это в себя, но зачем вы выдыхаете его обратно? Но затем вы повторяете попытку. «Может быть, в этот раз мне не придётся его выдыхать. Я буду только всасывать, всасывать, всасывать…» Таким же образом мы пытаемся всосать в своё тело через органы чувств все объекты наслаждения, весь никотин, который только можно, и выдыхаем — только если нет другой возможности — то, что не можем удержать. Таким образом, эти люди ходят, не зная, что они просто показывают, насколько они странные, в высшей степени странные люди. Ходят, посасывая дымящуюся палочку, всасывая дым, задерживая его и выдыхая обратно. Всасывая, всасывая, всасывая. Зачем вы вообще это сосёте?

Все пытаются вдохнуть. Они хотят вдохнуть всё и вся. Если бы это было возможно, они вдохнули бы всё и всех, потому что думают, что это принесло бы полное удовлетворение. Поэтому они зажигают сигарету и втягивают дым, а затем покупают ещё одну пачку, и ещё, и ещё… И это не только не нужно телу, но и вредно для него. Жажда так велика, что они больше не могут ею управлять. Вы вредите своему телу, думая, что это занятие принесёт вам счастье. Это противоречит любому здравому смыслу.

Причина переедания

Переедание — это результат всё того же ненасытного желания. Некоторые люди постоянно переедают. Человек ест, ест и ест, даже зная, что это очень вредно для его здоровья. «Это вредно для моего сердца. Мне нужно остановиться». Затем он видит свою любимую пищу — «Я должен это съесть, даже если это убьёт меня». Он сидит и смотрит на свой огромный обед: с одной стороны, у него больное сердце, но с другой — эта всепоглощающая внутренняя жажда. Он уже очень толст, но не способен управлять своей жаждой съесть ещё, поэтому ему приходится зашить себе рот. Это новый метод, который они сейчас используют, чтобы искусственно ограничивать язык и управлять им. Зашив рот, вы можете только сосать через соломинку, что, как они надеются, поможет предотвратить переедание. Но, конечно же, они всё равно вынуждены пытаться удовлетворить свои чувства, даже если могут только сосать через соломинку. Их жажда столь сильна, что в отчаянии они зашивают себе рот, или пробуют всевозможные диетические таблетки, или даже сковывают себя наручниками. Они не понимают коренную причину своих желаний. А также не видят, что природа уже установила, сколько мы должны есть, определив количество пищи, которое мы можем должным образом переварить и усвоить.

Первое утверждение Шумахера — самое важное. Мы должны осознать разницу между телом и живым существом внутри тела. Только тогда мы сможем отличить потребности тела от его алчности и принять во внимание потребности души. Потребности тела можно удовлетворить материей, а потребность души в Боге должна быть удовлетворена любовным единением с Ним. Конечно, это не значит, что мудрый человек пренебрегает потребностями материального тела. На самом деле многие великие йоги очень хорошо заботятся о своих телах, но это не самоцель. Йоги понимают, что тело — это ценное орудие, которое они могут использовать для достижения самоосознания. Они также понимают, что это инструмент, который можно использовать в любовном служении Господу. Но если вы не осознаёте разницы между душой и телом, вы будете пытаться удовлетворить свои духовные потребности в ограниченном материальном мире. И в результате не только вы как личность не будете удовлетворены, но это также будет вести к социальному и экономическому хаосу.

Одурманенный материализмом, современный человек стремится реализовать себя в бездумной гонке за богатством и не видит других целей. Такой подход к жизни — не от мира сего, ибо в нём нет ограничивающего элемента, в то время как окружающая среда, в которой живёт человечество, строго ограничена4.

Мировые ресурсы ограничены. Очевидно, что планета не в состоянии вынести бремя миллиардов людей, пытающихся удовлетворить свою бесконечную внутреннюю жажду с помощью неограниченного материального потребления. Безграничные желания не могут быть удовлетворены в ограниченном мире.

Постоянно растущие потребности

Таким образом, главная проблема экономики заключается в том, что необходимо установить равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением. Мы вполне можем прожить без всех этих технических новинок и прочих «желанных вещей», которые производители и рекламодатели ежедневно выставляют перед нашими чувствами. Но поскольку мы духовно голодаем, то, когда мы слышим о чём-то или видим что-то, чего у нас нет, мы думаем: «Да, вот оно, вот чего мне не хватает; мне это нужно, чтобы быть счастливым». Однако, получив это, что бы это ни было, мы по-прежнему не удовлетворены. И затем, по глупости, мы пробуем что-то ещё, и ещё, и ещё… Всё это время мы пребываем в иллюзии, что эта вещь нам абсолютно «необходима» для счастья, несмотря на то, что мы уже столько раз убеждались: ничто материальное не даёт нам полного удовлетворения. Безграничные духовные желания души невозможно удовлетворить материей, но по невежеству мы всё равно пытаемся это сделать. Таким образом наши так называемые потребности постоянно растут.

Именно в этом контексте можно рассматривать желание огромного числа людей из стран третьего мира уехать в развитые страны. До контакта с западной цивилизацией, процветающей за счёт сложности, порождаемой чрезмерными усилиями, прилагаемыми ради обретения ненужных вещей, многие из этих людей жили просто, не обременённые излишней работой и беспокойствами. Но под влиянием средств массовой информации, которые тоже страдают от духовного голода, они теперь хотят уехать на Запад, чтобы найти счастье в деньгах, машинах, пиве, сигаретах, телевидении и т. п. Если раньше они даже не знали о существовании этих вещей, теперь они думают, что не смогут без них жить.

Это происходит повсюду. Сейчас люди «не могут жить» без кока-колы, конфет, пива, телевидения и множества других вещей. Например, жители тихоокеанских островов, безусловно, жили гораздо лучше, питаясь свежевыращенными фруктами и овощами и употребляя очень полезный природный прохладительный напиток — кокосовое молоко. На самом деле их сегодняшняя пагубная привычка к консервированной и мороженой пище, мясу, пиву, шипучим напиткам и т. п., безусловно, скажется на их физическом здоровье и довольно скоро создаст новую потребность — в современных лекарствах для лечения всех их новых болезней.

Один конкретный экономический результат увеличения потребностей очевиден, а именно, необходимость обеспечения людей работой. Людям нужна работа, чтобы зарабатывать деньги на покупку консервированной пищи и газированных напитков. Им также нужны деньги на покупку горючего для машин, на которых они ездят на работу. Таким образом, если раньше человек непосредственно выращивал свою пищу, то теперь он работает на заводе и ему платят, чтобы он мог поехать на своей машине, потребляющей топливо, в магазин, потребляющий электроэнергию, и купить импортные консервы, а затем поехать домой. Некоторые глупцы называют это «прогрессом».

Как бы там ни было, перед лидерами правительств по всему миру стоит эта новая проблема — создание рабочих мест.

Материализм: коренная причина инфляции

Поскольку мировые запасы невозобновимых ресурсов — угля, нефти, природного газа — распределены крайне неравномерно и, без сомнения, ограничены, их разработка всё увеличивающимися темпами представляет собой насилие против природы и неизбежно ведёт к насилию между людьми5.

Шумахер сознаёт, что в этом и состоит суть проблемы. Потребности людей постоянно растут, а мировые ресурсы — уменьшаются. Почему? Потому что мир и его ресурсы ограниченны. Он видит, что всё больше людей хотят потреблять больше благ, чем имеется в наличии. Спрос постоянно растёт, но предложение в этом конечном материальном измерении ограниченно. И каковы же экономические последствия? Инфляция высокий спрос при отсутствии предложения. А каков результат жестокой инфляции? Насилие, забастовки, столкновения, хаос, ненависть, зависть.

Основа мирного общества

Достигнуть мира, не возродив мудрость, невозможно6.

Таким образом, если люди пытаются отделить экономику от духовного понимания, или мудрости, они в конце концов вынуждены прийти к экономическому порядку, порождающему насилие. Каждый должен осознать, что основа мирного общества — это мудрость. Что такое мудрость? Снова процитируем Ганди:

Необходимо признать и искренне уверовать в существование помимо тела вечной души. Ненасилие бесполезно без живой веры в Бога Любви1.

1. Schumacher E. F. Small Is Beautiful: Economics As If People Mattered. N. Y.: Harper and Row, 1973. P. 39.
Шумахер Э. Ф. Малое прекрасно: экономика для человека / Пер. с англ. Л. Е. Шарашкина, И. В. Шарашкиной. Б. м.: РСПИ, 2007. С. 45.
2. Ibid. P. 38 (С. 44).
3. Ibid. P. 153 (С. 164).
4. Ibid. P. 29-30 (С. 35-36).
5. Ibid. P. 61 (С. 67-68).
6. Ibid. P. 32-33 (С. 39).

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите на номер ссылки

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Жить просто и мыслить возвышенно,
Кто такой Бог

Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации

Ошибочное отождествление себя с материальным телом является причиной всех сегодняшних экономических проблем. Э. Ф. Шумахер был первым современным экономистом, указавшим на этот факт. Я духовная душа, я не тело и не ум. Без возрождения мудрости невозможно достичь мира и процветания.

Текст брошюры Духовного учителя, 1983

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация