Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Обязанность брахмана воспитывать в себе всепрощение, добродетель, сияющую, подобно солнцу. Хари, Верховная Личность Бога, доволен теми, кто прощает других.

Шримад-Бхагаватам, 9.15.40

Все цитаты
8 Июля 13  –  Kumin

Откуда берётся беспричинная агрессия, ненависть? Как с ней бороться? Нужно ли её подавлять?

6 Февраля 14  –  Ekanath

Вы говорите «беспричинная», имея в виду, что вы не осознаёте её причину? Потому что причина есть у всего, в конечном итоге Бога называют сарва-карана-каранам причина всех причин! (но это так, лирическое отступление).

И у вашей агрессии, очевидно, тоже есть причина.

В разговоре с Арджуной (Бхагавад-гита, 2.62) Кришна, Верховный Господь, говорит о причине возникновения гнева:

Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним; из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев.

И еще (Бхагавад-гита, 3.37):

…О Арджуна, эта сила не что иное, как вожделение, которое возникает под влиянием гуны страсти, а затем превращается в гнев. Вожделение — всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире.

И далее Господь предлагает способ выхода из этой ситуации (рекомендую к прочтению :)).

Такова глубинная причина этого чувства и причина нашего существования здесь, в этом материальном мире. Гнев всегда будет сопутствовать нашему существованию здесь (оставаясь в глубине нашего сознания и иногда всплывая на поверхность), разве что мы последуем совету Кришны…

У Вашего гнева может быть и более тривиальная причина (не исключая предыдущей). С точки зрения аюрведы наше физическое тело состоит из пяти первоэлементов, которые, соединяясь, образуют три доши слизь (капха), жёлчь (питта) и ветер (вата). Когда эти субстанции пребывают в равновесии, мы здоровы, а нарушение этого равновесия проявляется как болезнь — от чувства лёгкого дискомфорта до раковых опухолей. Если Вы едите продукты, содержащие в преобладающем количестве, например, огонь, или огонь преобладает в природе (жаркий климат), то Ваш внутренний огонь будет возрастать и проявится как раздражительность, гневливость и недовольство в психике и (или) как воспалительные процессы в теле. Но это уже «к хирургу» :).

Желаю Вам пытливости и поисков ответов на свои вопросы в источнике всей мудрости — Кришне!

Намасте
Эканат дас

6 Февраля 14  –  Omkara

Итак, основной принцип, надеюсь, понятен: если человек хочет наслаждаться этим миром тем или иным образом и происходит «облом», то возникает гнев, ненависть, агрессия. Это главная причина, а факторы питания и внешней среды можно рассматривать как дополнительные.

Для тех, у кого нет под рукой Бхагавад-гиты, вкратце изложу суть советов Кришны по обузданию гнева, с объяснениями Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Для того чтобы победить гнев, необходимо следовать практике управления чувствами. Вожделение (источник гнева) сосредоточено в чувствах, уме и разуме.

Чувства выше неодушевлённой материи, ум выше чувств, разум выше ума. Над всеми ими стоит индивидуальная душа, а над ней — Сверхдуша. В практике бхакти-йоги, или преданного служения Богу, мы стараемся действовать под непосредственным руководством Верховного Господа, и тогда нижестоящие разум, ум и чувства естественным образом делают то же самое (если же душа не стремится быть под руководством Бога, она попадает под влияние нижестоящего материально обусловленного ума).

С помощью разума, осознав истинное положение души (см. «Кто вы? Открывая ваше истинное я»), необходимо занимать ум служением Богу, состоящим из девяти процессов и начинающимся со слушания и повторения («Как медитировать», «Урок медитации»), затем памятование и т. д. Всему этому мы учим подробно на наших занятиях (желающие могут связаться с представителями нашей Школы).

А теперь ещё немного из того, что я слышал от ачарьев и знаю по собственному опыту.

Если Вы замечаете, что гнев (агрессия, ненависть) начинает проявлять себя (или уже проявили), необходимо сразу же включить разум и начать «разбор полёта». Вы должны сказать себе примерно следующее: «Я сознаю, что нахожусь сейчас (или повёл себя так) под влиянием гнева. Это значит, что я нахожусь под влиянием вожделения, которое и вызвало этот гнев. Моё вожделение в данном случае состоит в том, что я хочу наслаждаться материальным миром так-то и так-то (проанализируйте, какое конкретно желание наслаждаться, не получившее удовлетворения, привело к данной вспышке гнева). Но я не тело и не ум. Я — духовная душа, неотъемлемая частица Бога, слуга Бога. Я очень сожалею, что нахожусь ещё под влиянием вожделения. Дорогой Кришна, прости меня, помоги мне. Я знаю, что Ты любишь меня безусловно, несмотря на то, что я такой негодяй. Но я действительно хочу исправиться, хотя это и не просто. Но Ты советуешь мне быть терпеливее дерева, поэтому я буду стараться и продолжать служить Тебе. Я верю, что в конце концов это полностью очистит меня от влияния майи вожделения и гнева. Поэтому я буду продолжать служить Тебе, сколько бы времени у меня ни заняло это очищение. И после того как это произойдёт, я тоже буду служить Тебе, вечно. Джая Кришна! Джая Господь Чайтанья! Джая гурудева!» После этого Вы должны заняться одним из девяти видов преданного служения или даже несколькими из них одновременно — слушанием, повторением, практическим служением и т. д.

Если Вы будете это делать, то заметите, что постепенно Ваши вспышки гнева будут создавать всё меньше проблем и Вам самим, и окружающим. Постепенно Вы сможете управлять чувствами и умом всё больше и больше. Но для этого нужно следовать совету Кришны и ачарьев прилежно и старательно, с решимостью и терпением.

Если же Вы будете пытаться «подавлять» гнев своей собственной силой, не прибегая к помощи Бога, как описано выше, ничего хорошего из этого не получится. Может быть Вам и удастся чего-то достичь на короткое время, но позже этот «загнанный внутрь» гнев проявится с ещё большей силой.

Как говорит Бхактиведанта Свами в комментарии к последнему стиху 3-й главы Бхагавад-гиты, «выйти на духовный уровень можно с помощью разума, всегда устремлённого к чистому я».

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта