Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Шри Шукадева Госвами сказал: О царь, чтобы защитить коров, брахманов, полубогов, преданных, ведические писания, устои религии, а также принципы достижения цели жизни, Верховная Личность Бога воплощается в разных обликах.

Шримад-Бхагаватам, 8.24.5

Все цитаты
10 Ноября 16  –  Антибиотик

Почему одним с рождения дано богатство, а другим нищета?

30 Мая 18  –  Omkara

Потому что каждому нужно пройти свой индивидуальный путь, определяемый его сознанием. А сознание наше не с рождения начинает формироваться и даже не с зачатия, а гораздо раньше. Вопрос «Кто мы?» на нашем сайте разобран достаточно подробно с точки зрения ведического знания, передаваемого святыми учителями на протяжении тысячелетий. Согласно учению Вед, мы приходим в эту жизнь с большим багажом. Материалисты и даже так называемые религиозные люди, христиане и другие, считают, что новорождённый ребёнок — это «чистый лист бумаги». На самом деле это не так. Веды говорят, что у каждого из нас было множество прошлых жизней, в которых мы занимались разнообразной деятельностью, благочестивой и греховной. Мы посеяли очень много семян, и в должный срок нам приходится пожинать то, что из них проросло. Кто-то посеял семена богатства — раздавал щедрые пожертвования, занимался благотворительностью и т. п. В этой жизни он сможет стать богатым, даже не прилагая к этому каких-то больших усилий. А кто-то наоборот, отнимал у людей собственность, причинял им другие страдания — в этой жизни он будет бедным и несчастным. Он не сможет разбогатеть, какие бы титанические усилия ни прилагал. Его будут преследовать неудачи. У него будут отнимать всё, что он нажил непосильным трудом.

В мире нет случайностей. В жизни человека всё происходит не случайно. Закон кармы это закон вселенской справедливости: «Что посеешь, то и пожнёшь». Он установлен Богом, и Бог осуществляет надзор за его исполнением. А поскольку Бог совершенен, закон вселенской справедливости исполняется в совершенстве. Нарушить этот закон невозможно (но можно заслужить помилование, об этом ниже). В восприятии маленьких детей их отец иногда выглядит Богом — всемогущим, всезнающим. Каких бы ошибок дети ни насовершали, пытаясь что-то сделать, отец в состоянии прийти и всё исправить. Так и Бог, только в гораздо большей, абсолютной степени. Он в состоянии поддерживать совершенную справедливость и предотвращать любые нарушения вселенского закона, которые могут возникнуть в умах его несовершенных детей. Если что-то противоречит воле Бога, санкции Бога, у этого нет никаких шансов произойти. А если что-то происходит, значит, оно санкционировано Богом. Как говорит мой духовный учитель, «воля Бога всегда исполняется».

Атеист, наверное, не сможет дочитать даже до этого места. О какой справедливости идёт речь?! В мире столько несправедливости! Подождите, не торопитесь. Послушайте дальше.

Атеист не сможет убедить теиста в своей правоте против его воли, так же как теист атеиста. У нас есть свобода верить в то, во что мы хотим верить. Поэтому я не пытаюсь никого переубедить, а просто стараюсь представить и объяснить позицию теизма, а дальше уж пусть каждый сам решает, что логичнее, убедительнее и что лучше работает на практике. Подробнее этот вопрос о страданиях обсуждается в статье «Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?».

Если мы верим в то, что Бог существует, действительность должна быть такой, как мы описали выше. Иначе пришлось бы признать, что Бога нет. А поскольку для нас как для теистов это неприемлемо, нам приходится исходить из того, что никто не страдает безвинно. Есть ещё страдания как часть служения Богу, но это особый случай. В общем же случае можно сказать так: если кто-то страдает, значит, он это заслужил и это ему для чего-то нужно. Иначе Бог с лёгкостью предотвратил бы любое страдание — ведь Он вселюбящий и не хочет, чтобы Его дети страдали без всякой на то необходимости.

В этот момент кто-то, живущий относительно неплохо, но с подозрением относящийся к ближним, может подумать: «Ага, значит все, кто страдает, это заслужили! Так вам и надо. Вы плохие люди, и Бог вас наказал». Это тоже неправильно. Мы не должны считать, что те, кто страдает, — плохие люди. А также мы не должны считать, что плохие люди наслаждаются, а страдают хорошие люди. Всё это далеко от истинного понимания. На самом деле нужно сострадать всем, на чью долю выпали несчастья или на чью долю они с очевидностью выпадут в будущем по закону кармы, потому что все — дети Бога и все достойны сострадания. Многие считают, что не грех и порадоваться страданию того, кто нам чем-то сильно насолил. Но мы должны понимать, что лучше проявить великодушие и сострадание даже к так называемому врагу. В конце концов, человек ошибся, попал под влияние вожделения, не проявил мудрости — почему мы должны радоваться тому, что он страдает от последствий своей ошибки? К преступникам можно применять наказание, но злорадства и мстительного чувства быть не должно. Хотя это, конечно, трудно даётся обычным, «не святым» людям.

Итак, сделав все необходимые оговорки, вернёмся к основному повествованию. «Карма» значит «действие». Закон кармы гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь». Почему этот закон должен быть таким — это другой вопрос. Кому-то это очевидно, кому-то не очень, но мы сейчас разбирать это не будем, а просто примем как данность, что для нашего же блага закон должен быть именно таким. Давайте рассмотрим отношение человека к жизни, к наслаждению и страданию, богатству и бедности, к другим людям и на основе этого попробуем определить, какие у нас есть перспективы.

Подавляющее большинство людей делают смыслом своей жизни поиск чувственных и ментальных наслаждений. Древние римляне определили это требование так: «Хлеба и зрелищ!» Не надо думать, что эта формула описывает умонастроение социальных низов. На самом деле она характеризует устремления подавляющего большинства. Просто у разных людей требования могут быть более изощрёнными или менее изощрёнными, но сути это не меняет (отметим, что к категории «хлеба и зрелищ» можно отнести также чувства, эмоции, в том числе и «радость творчества», но это тема для отдельного обсуждения).

Одни люди считают, что хлеб и зрелища они себе добудут своим упорным трудом или умением находить покровителей — поставщиков хлеба и зрелищ, другие же верят в существование верховного покровителя, Бога, и обращаются с просьбой о даровании хлеба и зрелищ, а также здоровья и всего остального, что облегчает наслаждение хлебом и зрелищами, к Нему. И лишь очень немногие стараются найти в жизни более высокий смысл, по-настоящему интересуясь поиском истины. Таких людей Бог берёт под Свою особую опеку. Почему? Потому что Он и есть истина, и если кто-то хочет узнать Его, развить отношения с Ним, а не просто получить от Него хлеба и зрелищ, то Он откликается на это желание. Поэтому самое лучшее, что может делать человек, это стремиться к самоосознанию и осознанию Бога. Наше предназначение в том, чтобы задавать вопросы «Кто я? Кто такой Бог? Каковы мои взаимоотношения с Ним?».

Итак, если мы принадлежим к подавляющему большинству, стремящемуся исключительно к чувственным и ментальным наслаждениям (такая категория людей называется карми), то мы находимся под полным, стопроцентным управлением закона кармы в его самой простой двоичной форме: «Сделал — получи». Если мы в попытках обеспечить себе наслаждения полностью потеряли духовный разум и причинили множество страданий другим живым существам, в следующей жизни мы можем родиться в очень незавидной ситуации. Допустим, мы родились в бедной семье в ужасных социальных условиях (которые тем не менее соответствуют нашему сознанию, заметьте). Это и есть наша судьба, которую мы сами себе создали. Но можем ли мы изменить нашу судьбу? Можем. Хотя, если мы хотим оставаться карми, изменение нами нашей судьбы может занять очень много времени. Ведь мы, скорее всего, накопили огромное количество плохой кармы, и все её последствия нам придётся испытать, что называется, на собственной шкуре.

Давайте рассмотрим, как может произойти это изменение судьбы. Допустим, мы поняли, что страдать — это плохо, и нам также на сознательном или подсознательном уровне удалось понять закон кармы. Либо кто-то нам сказал, а интуиция подтвердила, либо ещё каким-то образом мы поняли, что, если мы причиняем страдание другим живым существам, это страдание потом возвращается к нам, а если мы способствуем их наслаждению, то к нам возвращаются наслаждения. И мы начали избегать плохой кармы и совершать хорошую. Другими словами, мы преисполнились решимости быть хорошим человеком. Но весь запас прошлой плохой кармы остался, и пока он не исчерпается, пока мы не выпьем свою чашу страданий до дна, наша судьба коренным образом не изменится. Другими словами, мы на какое-то время попадём в категорию «хороших, но несчастных людей». Возможно, это будет продолжаться до конца жизни, и лишь в следующей жизни мы родимся в богатой и во всех отношениях благополучной семье и начнём пожинать плоды своей хорошей кармы в виде наслаждений.

Казалось бы, проблема решена? Ничуть не бывало. Чувственные и ментальные наслаждения без серьёзных поисков истины кружат человеку голову и делают его чёрствым и безразличным к страданиям других. Пройдёт немного времени, мы опять начнём накапливать плохую карму и весь цикл начнётся снова.

Каков же выход? Перейти в другую категорию. Прекратить погоню за чувственными наслаждениями и начать интересоваться истиной, самоосознанием. Человек, стремящийся к постижению истины, тоже может быть бедным, но у него совсем другое отношение к богатству и бедности. Такой человек готов к самоограничению. Он открыт к идее простой жизни и возвышенного мышления. Он готов довольствоваться необходимым. Говорится же, что «богат не тот, у кого много, а тот, кому хватает». То же самое можно сказать и по-другому: «Беден не тот, у кого мало, а тот, кому всё мало».

У человека есть объективно определённые законами природы материальные потребности. Это потребности в еде, одежде и крыше над головой. Человек, у которого всё это есть, причём надлежащего качества (опять же, объективно определяемого законами природы), способен поддерживать своё тело в хорошем состоянии. На самом деле для поддержания тела человеку нужно не так уж много. Гораздо меньше, чем предлагается на рынке современной цивилизации и чем эта самая цивилизация способна обеспечить. Нищета существует лишь в результате отсутствия в обществе разума и доброй воли, что в свою очередь является следствием плохой кармы членов общества.

Почему же люди легко переходят границы необходимого материального потребления в попытке завладеть всё большим и большим количеством вещей, денег, ресурсов? Причина в том, что, хотя истинные материальные потребности тела и ума ограничены, духовные потребности человека как духовной души безграничны. Именно поиск истины и жизнь в истине удовлетворяют эти духовные потребности. Сфера духа безгранична, тогда как материальная сфера всегда строго ограничена. Безграничные духовные потребности человека, пренебрегающего самоосознанием, никуда не деваются, но такой человек не имеет доступа в сферу духа. Поэтому ему ничего другого не остаётся, кроме как пытаться удовлетворить свои безграничные духовные потребности в ограниченной материальной сфере. Это и становится причиной всех бед, поскольку человек «ищет в тёмной комнате чёрную кошку, которой там нет». Подробнее об этом можно прочитать в брошюре моего духовного учителя «Причина плохой экономики». Сколько бы материальных благ человек ни потреблял, он никогда не будет удовлетворён. Это также объясняется в статье «Чувственные опыты не удовлетворяют». Материальное счастье не удовлетворяет душу, а мы и есть душа, то есть оно не удовлетворяет нас.

Человек, пытающийся удовлетворить свои безграничные духовные потребности в ограниченной материальной сфере, действует как безумец. И это то, что мы видим вокруг повсеместно. Видим ли мы это в себе? Если видим, то нам повезло. Если мы хотим и готовы приложить усилия к тому, чтобы уйти от этого безумия, то нам повезло вдвойне, потому что именно этого нам желает Бог. Когда Он видит, что кто-то уже хочет познать истину как она есть, хочет отказаться от своего высокомерия «всезнайки» и готов учиться, приняв руководство Бога, Он даёт ему это руководство. Бог даёт такому искреннему искателю всё, что ему нужно для продвижения по духовному пути, в том числе обеспечивает его материальные потребности. Поэтому настоящий серьёзный искатель истины никогда не будет страдать от нищеты, вся его плохая карма, которая у него, возможно, была, перестаёт действовать. Все испытания, которые могут приходить к нему в жизни, напрямую связаны с процессом его обучения под непосредственным руководством его любящего наставника — Бога, а не под строгим надзором материальной энергии, майи, в виде сурового закона кармы. Скажем так: в той степени, в какой человек начинает следовать путём постижения истины и отказывается играть роль властелина материального мира, закон кармы теряет над ним свою власть. Поэтому всё зависит от нас — насколько серьёзными мы хотим быть в том, чтобы следовать руководству Бога.

Постижение истины — огромная и чрезвычайно увлекательная тема. Ведическое знание очень обширно. Чтобы найти свой путь, избежать ловушек и опасностей, нужны компас и карта. Сайт Haribol.ru был нами задуман как такие компас и карта, поэтому всем искателям истины я предлагаю пройти по этой ссылке и начать изучать карту нашего сайта :).

Желаю удачи!
Омкара

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта