Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Почему Бог допускает страдания?

Мстит грешникам
Не в силах справиться с Дьяволом
Потерял управление этим миром
Чтобы мы усваивали уроки и очищались
Иное (4)

Результаты

Жемчужины мудрости

Даже если у кого-то есть сотни достоинств, хулитель их не заметит. Напротив, он умудряется отыскать недостатки даже в достоинствах.

Чайтанья-чаритамрита, Антья-лила, 8.81

Все цитаты

Духовный учитель: брошюры, книги, лекции

Бог — самый привлекательный

У Бога много имён. Имя «Кришна» означает, что Бог — самое привлекательное существо.

Жизнь людей, не знающих о Кришне, тяжела. Даже если они узнаю́т о существовании Бога, они по-прежнему не очень счастливы, потому что их представление о Боге очень ограниченно. Они полны страха. Почему? Потому что они не знают, что Бог — самая привлекательная личность.

Большинство людей думают, что Бог подобен их отцу. А они немного боятся своих отцов: иногда отец даёт им подзатыльник, или бьёт их ремнём, или кричит на них, когда они не делают уроков.

К тому же нам постоянно твердят, что мы обязаны бояться Бога. Как его зовут? Господин Фолли? Господин Фолуэлл? Господин Фолуэлл из «Морального большинства» говорит, что Соединённые Штаты — самая богобоязненная страна в мире. Это, может быть, и верно, но вопрос в том, в какой стране больше всех любят Бога? Многие американцы, возможно, богобоязненны, но если они понимают, что им больше не нужно бояться Бога, они просто предаются чувственному буйству. Затем кто-то вроде Джерри Фолуэлла приходит и говорит: «Прекратите, или мы вам покажем! Бог доберётся до вас, а если Он этого не сделает, то мы доберёмся до вас». Поэтому все говорят: «Ладно, будем держать себя в руках».

Политики творят свои безобразия — занимаются различной бесчестной деятельностью и предаются недозволенным чувственным наслаждениям, — но затем приходит Джерри с ребятами и грозится выкинуть их из кресел и тому подобное, поэтому они очень пугаются. Все они вдруг начинают казаться очень благочестивыми, очень религиозными и святыми. Они боятся, что если они не будут хорошими, то Бог причинит им страдание, и надеются, что, если они будут вести себя хорошо, Бог поможет им получить наслаждение.

Вот откуда у людей представление о Санта-Клаусе. Если вы будете хорошими, Бог даст вам игрушки для услады чувств: «Я хочу новую подружку»; «Я хочу это, я хочу то»; «Я хочу коробку печенья, чтобы получить наслаждение». Или что бы это ни было, чем вы хотите наслаждаться. Так что если вы будете хорошими, вы получите все блага, а если будете плохими, то ничего не получите или просто получите чулок, полный золы или ещё чего-нибудь. Санта-Клаус и Бог — это для большинства людей более или менее один и тот же парень. Их представление о Боге таково, что Он, возможно, и не привлекателен, но если вы будете хорошими, Он может быть хорошим поставщиком. Он, возможно, и не самый славный парень в мире — знаете, что я имею в виду? Они думают: «Он не тот парень, которого мне бы хотелось поцеловать или с которым мне бы на самом деле хотелось жить. Но я не против видеть Его издалека время от времени, чтобы засвидетельствовать своё почтение: О! Не бей меня! а затем продолжать заниматься своими делами, как только получу Его добро на это». Таково их представление о Боге. Когда они думают о Боге, они думают о громе и молнии. Они не думают о ребёнке. Они не думают о лучшем друге или о самом милом возлюбленном гопи (пастушек).

Хотя люди, возможно, и признают существование Бога, они никогда не слышали о Верховной Личности как Он есть во Вриндаване. Они никогда не слышали о Кришне и Его сокровенных играх со Своими друзьями или с теми, кто любит Его как мать и отец. Другими словами, в духовном мире некоторые живые существа любят Бога не как Бога, а как своего самого дорогого друга. Они играют с Ним и поддразнивают Его. А бесчисленное множество других живых существ любят Кришну как своего ребёнка, так же, как мать в этом мире любит своего ребёнка. Если вы хотите ребёнка — любите Кришну как своего ребёнка. Если вы хотите любить кого-то — любите Кришну.

Пока люди не услышат о развлечениях Верховной Личности в этой самой сокровенной части духовного мира, их влечение к Богу будет не очень сильным. На самом деле у них просто вызывает отвращение материальный мир, а не привлекает Бог. Они думают: «Ну по сравнению с тем, как плохо здесь, в царстве Бога не может быть намного хуже». Но что касается настоящего духовного наслаждения — они ничего не знают о нём.

В Библии Иисус говорит: «В доме Отца моего — духовном мире, откуда я пришёл, — обителей много». Он безграничен. «Много обителей» означает любовь к Верховной Личности в различных настроениях, с разной степенью близости. Если знать Бога только в аспекте Нараяны (официальное поклонение Богу как всемогущему), невозможно прийти к тому состоянию, когда Бог будет привлекать вас больше, чем любовные взаимоотношения в этом мире.

Чайтанья Махапрабху учит, что в этом мире самое большое наслаждение — это половая любовь между мужчиной и женщиной. В этом мире нет ничего могущественнее полового влечения, влечения к противоположному полу, романтической любви. Мы видим это во всех романах, по телевидению, в кино и в журналах комиксов. О любви написано так много книг и романов. Все постоянно говорят о любовных отношениях и полностью поглощены ими. Написаны, должно быть, миллиарды вымышленных и невымышленных историй о всевозможных любовных отношениях в этом мире. Знаете, девушка бедна, а парень — принц, и она становится его женой. Или парень беден, а она принцесса, и он становится её мужем. Или оба бедны, и они женятся и живут с тех пор счастливо в грязи. Или что бы то ни было. Люди читают все эти романические истории и говорят: «О, как мило!» Или они смотрят их в кинотеатрах и плачут.

Было бы интересно снять фильм о тех, кто смотрит эти фильмы. Если бы вы пошли и сели на сцене и наблюдали бы за всеми пока они смотрят романтический фильм, вы могли бы заглянуть прямо в их ум. Конечно, они, вероятно, не позволили бы, отнеслись бы к этому как к вторжению в свою личную жизнь, потому что хотя они и в кинотеатре, но каждый из них — в своём собственном мирке. Он смотрит, и у него внутри все эти переживания и эмоции. Все эти люди выходят из кинотеатра, плача. Глаза у них совсем красные. Но затем они надевают свою «маску».

Всех так привлекает романтика. Даже йоги-имперсоналисты, достигшие высшей ступени осознания Брахмана, начинают испытывать желание любить совершенную личность. Есть много историй о великих йогах, поддавшихся этому желанию и сошедших с пути.

И Чайтанья Махапрабху учит, что единственный вкус, который на самом деле удовлетворит вас, это вкус любовных взаимоотношений с Кришной. Если вы на самом деле последуете примеру гопи, если вы будете вести себя как слуга слуги гопи, то вы на самом деле начнёте чувствовать вкус нектара, который вкушают парамахамсы (великие лебедеподобные преданные Бога), а именно вкус любви к Кришне в настроении супружеской любви — любви к Верховной Личности как к своему возлюбленному.

Не забывайте о том, что всеобщее желание иметь возлюбленного (возлюбленную) в конечном счёте не имеет никакого отношения к тому, какое у вас тело. В этом мире вы переходите из одного тела в другое. Сейчас у вас, возможно, мужское тело, но обычно это просто свидетельство того, что в вашей прошлой жизни у вас было женское тело и вы влюбились в мужчину и поэтому во время смерти думали о мужчине. В соответствии с вашим складом ума во время смерти вы и получаете тело определённого типа. Так что личность переходит из женского тела в мужское, а затем, как только оказывается в мужском теле, снова влюбляется — но на этот раз в женщину, и потому думает о женском теле во время смерти, и потому в следующей жизни получает женскую форму. Таким образом личность переходит туда и обратно — но желание иметь возлюбленного остаётся.

Мы путешествуем по вселенным, получая одно тело за другим, в поисках совершенной личности, которую мы могли бы любить. Такова история наших жизней — не только этой жизни, но всех жизней. Если у нас мужское тело — мы ищем женщину, а если женское — мужчину. Так устроено материальной природой. Но на самом деле мы просто ищем совершенную личность, которая подарила бы нам любовь и безопасность и любя которую мы были бы совершенно счастливы.

Иногда мы отдаём свою любовь кому-то, думая, что он совершенен. Но затем, конечно, возникает огромное количество проблем. Иногда тот, кого вы любите, не любит вас. Мир знает множество историй о людях, влюбившихся в кого-то, кого они не интересуют или кто их не любит. Он не любит её, потому что влюблён в кого-то другого, кто не любит его. Это происходит постоянно. Или иногда человек думает, что нашёл совершенную любовь, но затем она становится скучной или неинтересной. Он или она не так совершенны, как вы думали. Поэтому личность так и переходит из одного тела в другое в поисках объекта любви.

Чайтанья Махапрабху учит, что если просто направить своё желание любви на Кришну, то это желание в сердце будет удовлетворено.

Люди просто бродят в поисках кого-то. Они идут на пляж и смотрят вокруг, они идут в торговый центр и смотрят вокруг, идут в школу и смотрят вокруг. Все смотрят, смотрят, смотрят. Чего они ищут? Они одиноки внутри. Они ищут друга. Они ищут и ищут, и вдруг видят кого-то, кого они знают, и тотчас же подходят к нему и начинают говорить: «О, привет, привет…» Возможно, так чувствует себя новый ученик в школе. У него нет друзей, но затем он видит кого-то, кого он знает, и у него возникает чувство: «О, мой друг». Или кто-то ищет совершенную девушку, и потому идёт на пляж: «Вот здорово, так много, не знаю, что делать! Они все выглядят совершенными — но кто знает, какой из них понравлюсь я? А что если я ни одной из них не понравлюсь? Выгляжу ли я достаточно сильным? У меня не очень хороший загар — мне лучше не снимать рубашку. Я немного толстоват, но если я втяну живот, может быть, всё будет в порядке». Бедный малый!

Как я, например. Обычно я бываю на солнце только тогда, когда занимаюсь сёрфингом, и тогда я обычно бываю одет в костюм для подводного плавания без рукавов. Когда я возвращаюсь из поездок, у меня вся кожа белая и я не могу дотянуться, чтобы нанести себе на спину крем для загара. Так что на мне подводный костюм, и у меня загар в форме этого костюма — только руки загорелые, а спина и грудь все белые. Так вот, если я иду на пляж, просто чтобы прыгнуть в воду и немного поплавать без подводного костюма, все пялят на меня глаза. Они не могут поверить, что я пришёл на пляж в таком виде. Я единственный на пляже, у кого загорелые руки, а остальное всё белое. Так что если бы я искал подругу, возлюбленную, кого-то, кто бы меня любил, то я бы сошёл с ума.

Конечно, в наше время вам нет необходимости идти на пляж, чтобы загореть. Вы можете принять таблетки для загара. Так что, возможно, я могу решить свою проблему, принимая эти таблетки. Тогда я могу пойти на пляж и не думать, что не смогу найти себе друга. В нынешней ситуации не думаю, что кто-нибудь захотел бы стать моим другом, потому что я похож на зебру. Никто не хочет сидеть рядом с зеброй, верно?

Вспомните свои школьные годы — всё именно так и есть: люди выбирают себе друзей, думая о том, как это будет способствовать росту их престижа. Люди заводят друзей, рассчитывая что-то с этого получить. Например: «Если другие увидят меня с этим человеком, то я им понравлюсь». Поэтому если кто-то хороший сёрфингист, то я завожу с ним дружбу. И если девушка пройдёт мимо и увидит меня с Джоном, королём сёрфинга, она подумает, что со мной, должно быть, всё в порядке, потому что я с тем, у кого всё в порядке. Тем временем Джон, король сёрфинга, старается вести себя так, будто он не знает меня, потому что не хочет, чтобы она думала, что он странный, потому что он со мной! Вот что это такое. У девушек свои группки, и если вы стоите в компании с «модными девушками», то проходящие мимо парни думают: «Ну с ней всё в порядке, потому что она с теми девушками, а у них всё в порядке». На самом деле это ужасно. Нет настоящей дружбы. Все просто используют друг друга. В этой так называемой дружбе нет настоящего счастья и удовлетворения. В наше время даже в так называемом браке пары, прежде чем жениться, составляют брачный контракт: «Если мы разводимся, ты получаешь это, я получаю то…» Даже если люди хотят пожениться, они заключают сделки: «Ты будешь мыть посуду, я буду делать это, ты будешь делать то…»

В этом мире невозможно найти совершенную личность для отношений любви, потому что никто не обладает в достаточной мере внутренней полнотой, чтобы быть в состоянии любить кого-то другого. Все пусты. Искать любовь в этом мире — это всё равно что осматривать все пустые банки в поисках воды для утоления жажды, когда они на самом деле тоже ищут воду, чтобы утолить свою жажду. Все просто пустые чашки, пытающиеся выяснить, не может ли какая-то другая пустая чашка наполнить их. Каждая пустая чашка пытается обманом заставить другие пустые чашки думать, что она полная чашка, чтобы они пришли к ней, пытаясь наполниться, когда на самом деле всё, что она собирается делать, это пытаться высосать что-нибудь из них. Так что они обманом заставляют друг друга думать, что они полные чашки. И все они в результате по-прежнему пустые, но вместе.

И я считаю себя очень сообразительным, потому что так ловко обманываю других — заставляю людей думать, что на самом деле я удовлетворю их, что если они просто полюбят меня, то будут счастливы. Я обманываю их таким образом, думая, что очень умно поступил, потому что теперь они придут ко мне и я использую их для того, чтобы достичь счастья. Я буду любить их и буду счастлив. Я смогу привязаться к ним и выпить их нектар и достичь удовлетворения. Но на самом деле это они обманули меня, заставив думать, что они полные чашки.

Все бродят пустыми, но написали на своей чашке: «полная». Учителя в школе — просто говорящие пустые чашки, говорящие, говорящие, говорящие пустые чашки. Все ученики — пустые чашки, просто слоняющиеся пусточашечными группами, ведущие пусточашечные разговоры, курящие, болтающие вздор, слушающие радио, диск-жокея (который просто ещё одна пустая чашка) и певцов (которые тоже пустые чашки). В сущности говоря, каждый просто пустой ноль, которому нечего отдать. Все они несчастливы и неудовлетворены. Как же это возможно, чтобы кто-нибудь другой помог мне получить удовлетворение? Это невозможно.

Мне нужно направить свою любовь на Верховного Возлюбленного. Это единственное решение. Когда у меня будут личные взаимоотношения с любимой Личностью Бога, Верховным Возлюбленным, только тогда я буду удовлетворён. Если я направлю свою любовь на кого-нибудь другого, это не принесёт мне полного удовлетворения. У меня лишь один выход, если я хочу счастья: мне нужно развивать свою любовь к Верховной Личности.

Если мы не понимаем этого, мы ничего не понимаем в духовной жизни. Мы не можем продолжать жить в иллюзии, что можно направить свою любовь на все эти другие пустые чашки и пытаться найти удовлетворение во всех этих пустых взаимоотношениях, и при этом иметь отношения с Богом. Как вы думаете, что такое отношения с Богом? Это значит, что вы берёте всё своё желание иметь друга, возлюбленного, учителя и направляете исключительно на Верховную Личность. Вам нельзя растрачивать свою любовь. Вы не можете поделить своё желание любить кого-то пополам или на десять частей, когда ваши отношения с Кришной — просто одни из многих. Нет. Чайтанья Махапрабху говорит, что нужно направить на Него всё своё желание любить, сто процентов. Он не только говорит это, но перед нами пример Его жизни. Он говорит: «Я не жажду материального наслаждения. Я не жажду красивых женщин. Я не жажду никакого богатства. Моё единственное желание — быть в состоянии служить Тебе, это всё».

В Своей жизни Чайтанья Махапрабху взывал и взывал к Кришне. Если вы прочтёте «Чайтанья-чаритамриту» (описание жизни и игр Чайтаньи Махапрабху), вы поймёте, что такое безраздельная любовь. Он всё время взывал: «Кришна, Кришна, Кришна! Где Кришна? Где Кришна? У меня нет любви к Кришне». Такова духовная жизнь, или то, что называют сознанием Бога или сознанием Кришны, — когда ты просто сознаёшь Кришну, и всё. Когда Чайтанья Махапрабху видел ручей, Он тотчас же думал о Кришне и начинал взывать к Кришне и танцевать. Иногда Он, бывало, прыгал в ручей, думая, что Он в реке Ямуне. Он пребывал в полном экстазе, погружённый в мысли о Кришне. Или иногда Он, бывало, видел холм и тотчас же думал: «Это холм Говардхана — я во Вриндаване». Он с ума сходил по Кришне, совсем как некоторые люди в этом мире безумно влюбляются в кого-то. Я видел таких — у них нет никакого стыда, никакого здравого смысла, никакой логики, никакого страха, никакого разума — ничего. Они просто твердят: «Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя» — и преследуют этого человека. Если бы они точно так же любили Кришну — Бога, их жизнь была бы совершенной.

Так что нам нужно сойти с ума по Кришне — но нам нельзя имитировать это. Мы должны стараться развивать безраздельную любовь к Кришне. Как нам это сделать? Утром первым делом встаньте и посмотрите на изображение Кришны, приготовьте что-нибудь, чтобы предложить Кришне, воспевайте Его имена, предложите арати, воспевайте имена Кришны на чётках или под музыку, воспевайте Его имена, когда идёте или едете: «Кришна, Кришна, Кришна». Используйте свои таланты, свою энергию, своё время для Кришны. Слушайте о развлечениях Кришны. Вечерами собирайтесь семьёй или с друзьями и делайте это. Вам нужно приложить усилие. Некоторые люди охотнее просто садятся перед телевизором и таким образом идут в ад. Поэтому нужно приложить усилие, чтобы провести киртан и послушать о развлечениях Кришны. Кто-то читает из книги «Кришна», кто-то поёт имена Кришны, и таким образом: «Кришна, Кришна, Кришна».

Если вы не приложите усилие, вы сами будете виноваты. Вы несёте ответственность за это, вот и всё. Ваше сознание сформируется в соответствии с тем, как вы используете свои чувства, что вы делаете со своим временем, чем вы окружаете себя. Например, если вы услышите определённую рекламу, эта реклама будет крутиться у вас в голове, если вы услышите определённый звук, этот звук будет крутиться у вас в голове, если вы посмотрите на определённую форму, эта форма будет у вас в уме. Поэтому если вы будете слушать имена Кришны, песни о Кришне, слова Кришны и смотреть на изображение Кришны, то именно об этом вы и будете думать.

Каждому из нас нужно принять эту ответственность. Если мы не сделаем этого, то, как и все в этом мире, просто закончим подобно обломкам деревьев, уносимым вниз по течению. На самом деле мы в бушующей реке, но нам она кажется ручьём. Мы в потоке времени, и он движется очень быстро, но по какой-то причине кажется очень спокойным. Мы даже не замечаем его. Мы не знаем, что мы в потоке времени, направляющемся к водопаду. Мы все как ветки, плывущие в потоке, а приблизительно в километре ниже по течению — полторастаметровый водопад. Но выше по течению довольно спокойно. Время от времени вы натыкаетесь на камень, но ничего страшного, не о чем беспокоиться. Нам говорят: «Просто плыви, плыви по течению. Плыви по нему, брат».

Так что мы плывём по течению времени. Мы делаем то, что делают все остальные. Мы идём на поводу у своих чувств и согласны со всем происходящим. Мы позволяем коммерсантам и всем окружающим решать, каким будет наше сознание. Тем временем течение очень быстро движется по направлению к водопаду, но мы на самом деле не видим этого — так же как Земля вращается очень быстро, но мы не чувствуем этого. Кто сейчас осознаёт, что то, на чём мы находимся, движется со скоростью тысяч километров в час? Мы не осознаём этого, потому что всё остальное также движется с ним. Подобным же образом мы все вместе попали в поток времени, поэтому мы на самом деле не замечаем, как быстро мы движемся по направлению к водопаду — смерти. Но когда мы попадаем в него, мы кричим: «А-а-а!» — большая проблема.

Итак, в конечном счёте мы все подойдём к этому моменту в потоке времени. Вопрос в том, хотим ли мы использовать то время, которое у нас осталось до смерти, до того как нам придётся покинуть это тело, для того чтобы осознать и полюбить Кришну.

Проблема страха Божьего заключается в том, что вы не можете развить любовную привязанность к тому, кого вы боитесь. Страх заслоняет любовь. Чем больше вы боитесь кого-то, тем меньше вы будете в состоянии любить его. Или, другими словами, чем больше вы любите кого-то, тем меньше страха вы будете испытывать. Так что вы можете определить, насколько вы любите кого-то, по тому, насколько вы боитесь его. В страхе Божьем нет никакой настоящей ценности, он лишь временно заставляет несколько человек держать себя в рамках приличия. Он помогает сдерживать или ограничивать аморальные поступки людей. Но что касается того, чтобы помочь людям достичь цели жизни — любви к Богу, — страх на самом деле не представляет большой ценности.

Людям нужно слушать о Кришне. Им нужно знать о Верховной Личности. Это дело ачарьев. Преданные Бога стараются помочь людям развить любовь к Богу, представляя Его им. Он всепривлекателен. Мы никого не можем заставить любить Бога, но если мы просто представим Его людям, то они сами увидят, что Он очень привлекателен.

Один преданный Кришны жил в доме, мимо которого иногда проходила женщина, свидетельница Иеговы. Это была благочестивая старая дама, и однажды она вошла и увидела изображение маленького мальчика Кришны, держащего в руках попугая. Она просто не могла оторвать глаз от этого изображения и сказала: «Боже мой, какой очаровательный мальчик!» Она представляла себе Бога безличным духом, пустотой, чем-то, чего надо очень бояться, но её очень привлекал этот маленький мальчик. Она спросила, кто Он, и преданный ответил: «Это Кришна». И она сказала: «О, какой очаровательный мальчик!» Преданный даже не сказал ей, что это Бог. Она бы не смогла этого понять. Она бы подумала: «О, это богохульство! Бог не мил — Он суров. Сатана бы победил этого паренька».

Так что некоторые люди не готовы услышать о Кришне. Мы ничего не можем с этим поделать. Самое лучшее — это чтобы по крайней мере мы не были в иллюзии. Многие из моих так называемых учеников и тех, кто предположительно является преданным Кришны, просто относятся к Богу как к чему-то побочному в своей жизни. Они никогда на самом деле не молились Кришне: «Пожалуйста, прими это скромное подношение». Ни разу в своей жизни они не воззвали к Кришне. На самом деле они даже не думают, что это Кришна там, на алтаре, принимает их подношение. Для них это просто изображение. В таком сознании человек никогда не будет счастлив.

Есть поговорка: «Кто не рискует, тот не выигрывает». Это правда. Если человек не вырвется из той скорлупки, в которой он живёт, со всеми своими представлениями о том, что настоящее, а что нет, если он не подойдёт к тому состоянию, когда он будет чувствовать настоящую преданность Кришне, то он будет просто ещё одним обманщиком в мире обманщиков, ещё одной пустой чашкой в мире пустых чашек. Но на этой пустой чашке будет ярлык: «Я преданный Кришны». На ней будет тилак, но это будет просто ещё одна пустая чашка.

Харибол. Воспевайте имена Бога.

Спасибо большое.

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Жить просто и мыслить возвышенно,
Кто такой Бог

Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации

Текст брошюры, 1989, на основе лекции Духовного учителя, 1981

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация